Москва - Наиль Набиуллин был готов полностью включиться в антикремлевские протесты, которые 10 декабря должны были волной прокатиться по десяткам российских городов.
Но Набиуллин, казанский татарин, возглавляющий группу «Свобода», изменил свою позицию, когда увидел, что сайт, организующий демонстрации, называет их митингами в поддержку «великой русской нации».
«С одной стороны, я полностью поддерживаю эти демонстрации, потому что поднятые вопросы волнуют меня», - сказал он Татарско-Башкирской Службе RFE/RL.
«Но с другой стороны, на странице в интернете организаторы заявляют, что они за «великую русскую нацию». Мне не нравится, как они спекулируют российским национальным вопросом. Так что я не могу пойти туда».
Руслан Айсин, еще один татарский молодежный лидер, также говорит, что не пойдет на протесты в Казани. «Кроме того, нет уважаемого авторитета, который бы смог нас организовать. Если бы был, я уверен, что люди были бы готовы выйти и высказать свои требования».
С одной стороны, дилемма, с которой столкнулись Набиуллин и Айсин, характерна именно для Татарстана, где очень болезненно воспринимается русификация и русский шовинизм. И тем не менее, ожидается, что на митинг в Казани придут порядка 2 000 человек. Казань - один из порядка 70 городов, где намечено проведение демонстраций. Местные сайты, организующие акции понизили градус риторики, которая может болезненно восприниматься этническими меньшинствами.
Лежащие в основе разногласия
Однако за пределами Татарстана разногласия также указывают на скрытый раскол в протестном движении, который охватывает различные слои общества, включая городских прозападных либералов, а также славянофильские националистические элементы, которые выступают против режима премьер-министра Владимира Путина.
До сих пор националисты были слабо заметны на демонстрациях, которые взбаламутили Москву на этой неделе, хотя присутствовали группировки молодых хулиганов в масках, которые выкрикивали слоганы типа «Русские, вперед!». Однако несмотря на скудную представленность, они присутствуют - как умеренные, так и радикальные - в растущем и бесформенном протестном движении. Об этом рассказывает Александр Верховский, глава центра «Сова», который занимается мониторингом преступлений на почве ненависти в России.
Верховский говорит, что напряжение очевидно присутствует в движении, которое органическим образом организуется посредством социальных сетей и по большому счету при отсутствии лидеров - после ареста антикоррупционного блоггера Алексея Навального и лидера «Солидарности» Ильи Яшина.
«На настоящий момент нет реальных разногласий, потому что протестное движение делает лишь одну вещь - организует протесты против фальсификации. Здесь спорить не о чем», - говорит Верховский. Однако проблемы могут возникнуть, если люди в толпе начнут выкрикивать слоганы, которые неприемлемы для большинства. Это проблема не только националистов, но и всех радикальных политических групп. Вопрос в том, как на это будет реагировать полиция.
Этот потенциальный раскол воплощается в Навальном - человеке, который, кажется, превращается в ключевого духовного лидера. Будучи адвокатом, Навальный сделал себе имя в роли антикоррупционного крестоносца и изобрел термин «партия жуликов и воров». Однако он также является националистом и в этом году был одним из организаторов «Русского марша», который привлекает множество шовинистических элементов.
«Это находчиво - тот факт, что Навальный обладает сильной антикоррупционной программой и его деятельность в основном вертится вокруг антикоррупции и организации людей для борьбы с коррупцией и правительством, - говорит Маша Липман, политолог из Московского Центра Карнеги. - Националисты же - это ничего кроме националистов, что делает их нерукопожатными с точки зрения либеральных, прозападных представителей толпы».
Разыграть карту хаоса
Кремль, между тем, кажется, хочет сыграть на присутствии националистов среди протестующих. Крупнейший государственный «Первый канал», в течение нескольких дней игнорировавший демонстрации, в выпуске от 7 декабря попытался очернить движение националистическими мазками.
«В протестах участвовали не только либералы, но и националисты», - строго сказала ведущая, - добавив, что «несложно найти советы о том, как драться с полицией, что надеть, что взять с собой и как приготовить "коктейль Молотова"».
После выпуска новостей было показано интервью с московской улицы с журналистом Владимиром Соловьевым, одетым в черную куртку с капюшоном.
«В Росссии существует культура бунта и этот бунт всегда кончается в кровью, - сказал Соловьев. - Нет традиции борьбы за права на легальной основе. Правовой нигилизм ведет к гибели тех, кто начинает бунт, и тех, кто оказывается поблизости».
Схожим образом в заявлениях от 7 декабря Путин попытался сыграть на страхе русских перед хаосом. «Народ в нашей стране не хочет, чтобы ситуация развивалась так, как это случилось в Киргизии и не так давно на Украине», - сказал он.
Липман утверждает, что Кремль исторически эксплуатировал страх перед националистами и хаосом с целью оправдать закручивание гаек оппозиции, но добавляет, что в этот раз этот план может выйти боком.
«Начать с того, что я не вижу синхронизированного месседжа от властей, - говорит Липман, - потому что основная масса протестующих не являются националистами и они скорее будут утверждать, что правительство снова искажает реалии, и это даст им дополнительный толчок».