Европейский суд по правам человека постановил, что Россия должна выплатить более 1,6 миллиона долларов десяткам истцов в связи с неумелой попыткой освободить заложников во время теракта в московском театре в 2002 году.
Во время одного из жесточайших терактов в постсоветской России чеченские террористы-смертники и другие боевики ворвались в театр, зашли на сцену, захватив большинство актеров, работников и зрителей, - всего около 800 человек.
Через три дня российские спецслужбы подготовили спасательную операцию, запустив в театр неназванный газ, чтобы обезвредить боевиков. Захват и последующее освобождение оставили после себя 129 погибших заложников и 41 погибшего боевика.
Читайте еще: Дубровка и Беслан: кара за равнодушие
Во вторник суд объявил, что Россия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека «неадекватным планированием и выполнением спасательной операции».
Суд решил в пользу России по другой жалобе, заявив, что она не совершила никаких нарушений, используя силу и распыляя газ в театральном центре на Дубровке.
Суд обязал Россию выплатить 64 истцам, включая выжившим и семьям погибших, компенсацию на общую сумму примерно в 1,6 миллиона долларов.
У обеих сторон есть три месяца, чтобы принять решение о подаче апелляции в верхнюю палату Европейского суда, чьи решения являются обязательными. Суд располагается в Страсбурге (Франция).
Российский представитель в суде, заместитель министра юстиции Георгий Матюшкин, заявил, что Россия сейчас рассматривает решение, сообщает Интерфакс.
Еще по теме: Панихида в память о жертвах теракта на Дубровке
Он приветствует тот факт, что суд решил, что освободительная операция сама по себе не была нарушением. «Мы довольны этим решением суда», - заявил он.
Российские власти заявили, что сотни заложников могли погибнуть, если бы спасательная операция не была проведена. Но родственники жертв сомневались в целесообразности использования газа, который убил столь многих – газ, который, по словам многих выживших, нанес серьезный урон здоровью.
Во время процесса истцы заявили, что раненых заложников перевозили в больницы на плохо оборудованных городских автобусах в связи с отсутствием машин скорой помощи, а также о том, что работники больниц не смогли правильно помочь заложникам с повреждениями от вдыхания газа, потому что они не знали, какой именно газ был использован.
Приговор гласит, что «формула газа так никогда и не была раскрыта».
«Суд нашел, что в целом российские власти не предприняли все необходимые меры предосторожности, чтобы снизить количество жертв среди гражданского населения, так как спасательная операция была подготовлена и проведена неадекватно», - гласит решение.
Суд заявил, что российское расследование теракта было «подробным и успешным», но расследование халатности властей во время спасательной операции не было ни тщательным, ни независимым, и поэтому не оказалось эффективным». Это является нарушением конвенции по правам человека.