На прошлой неделе я ездила в Москву. Учитывая развитие ситуации на российской политической арене, время для визита оказалось интересным. Во время пути из аэропорта в центр Москвы я слушала ежегодную «прямую линию с Владимиром Путиным». Она шла в прямом эфире и длилась 4,5 часа, премьер-министр Путин отвечал на вопросы со всей страны, темы которых варьировались от парламентских выборов четвертого декабря и его возможной пластической операции.
Неудивительно, что вопросы о протестах против нарушений на выборах возглавляли список. В Москве и Санкт-Петербурге на протесты вышли больше 60 тысяч человек. Путин попытался превратить демонстрации во что-то позитивное для себя, назвав их результатом «путинского режима», при котором люди могут свободно выражаться, а то, что его партия потеряла места в Государственной Думе, является доказательством честности голосования. Он также говорил о внешней политике, особенно критично высказываясь в отношении западного неодобрения. Ранее уже нанеся удар по США, обвинив Вашингтон в поддержке оппозиционных протестов после слов госсекретаря США Хиллари Клинтон, которая осудила выборы и сказала, что они не были «ни свободными, ни справедливыми», Путин обвинил США в попытке играть роль «международного жандарма».
Несмотря на то, что Путин продолжает играть роль крепкого парня, нет сомнений в том, что он напуган протестами, которые являются самыми масштабными за все время его 12-летнего нахождения у власти.
Обычные россияне, с которыми я говорила в Москве, устали. Особенно разочарован российский растущий средний класс, который не имеет влияния на политическую систему, в которой доминируют Путин и его ставленники. Мне Москва показалсь озлобленной. Люди ходят по городу в черном с грустными лицами – стагнирующий народ.
Действительно, в недавнем отчете Европейского совета по международным отношениям приводится заключение о том, что в России хоть и не происходит резкое падение, но страна стагнирует в связи с масштабной коррупцией, дисфункциональным правительством и растущим недовольством правящей элитой. Без крупных изменений в управлении страна явно не сможет идти в ногу с динамизмом и перспективами роста развивающихся стран, например, Индии и Китая. Автор отчета называет это «брежневизацией».
Читайте еще: "Средний класс устал от Путина, мы не хотим второго Брежнева"
Новый протест запланирован на 24 декабря, ожидаются десятки тысяч человек. Объявлена максимальная готовность, а на Красной площади был удобно установлен каток, чтобы не позволить протестующим собраться там. Однако несмотря на призывы провести перевыборы, это выглядит крайне неправдоподобным.
Вместе с турбулентностью на улицах Путин может столкнуться с турбулентностью в обычно не имеющей собственного мнения Думе. Правящая партия «Единая Россия» получила чуть меньше 50% голосов, что означает, что она получит 238 мест в Думе, или 52,9%, в 450-местной Думе. Теоритически, потеряв конституционное большинство в парламенте, «Единая Россия» больше не сможет в одностороннем порядке менять конституцию. Более того, для ратификации ключевых международных документов, например, недавнего договора о вступлении во Всемирную торговую организацию, потребуется поддержка других партий. В то время как первое заседание назначено на 21 декабря, вряд ли процедуры по ратификации договора по ВТО пройдут до мартовских президентских выборов. Учитывая, что две из четырех партий в парламенте, КПРФ и «Справедливая Россия», выступают против членства в ВТО, можно ожидать тяжелую борьбу.
Тем временем, олигарх Михаил Прохоров заявил о своем намерении баллотироваться в президенты. Однако существуют дебаты о том, является ли он настоящим кандидатом или лишь изощренным трюком Кремля. Прохоров, в отличие от олигархов, скрывающихся за границей, осторожно вел отношения с Кремлем и смог добиться некоторой степени независимости. Тем не менее, он связан с правящей элитой и лишь на прошлой неделе высказывал свою поддержку Путину, заявив, что Путин был единственным, кто мог управлять российской машиной, пусть многим это и не нравится. Однако если вопрос не в этом, то Прохоров может получить достаточно высокий уровень поддержки, особенно от растущего среднего класса.
Еще по теме: Под Путиным трещит лед, а что делать нам?
Однако, согласно опросам общественного мнения, Путин продолжает оставаться лидером среди всех кандидатов в преддверии мартовских президентских выборов, набрав 42% голосов респондентов. Конечно, если он не сможет набрать больше 50% голосов в первом туре, ему придется проходить второй тур.
Российская политика изменилась, перешла из состояния полной предсказуемости к периоду неизвестности. В связи с тем, что российская оппозиция, как печально известно, разобщена и не имеет лидера, для некоторых Россия без Путина настолько же страшна, как и Россия с Путиным. Тем не менее, изменения начались, и хотя дорога впереди не ясна, российское общество, известное своей пассивностью, просыпается и начинает требовать конца эпохи так называемой управляемой демократии.