Москва – Затонувшая в море плавучая буровая платформа и 50 погибших и пропавших членов ее экипажа усилили опасения по поводу того, что российские компании, занимающиеся разведкой нефти в удаленных районах, не готовы к чрезвычайным ситуациям, и что это может привести к катастрофическим разливам нефти в девственно чистых водах Северного Ледовитого океана.
Всего четыре месяца тому назад российский энергетический гигант «Газпром» отправил первую нефтяную платформу в район с чутко реагирующей на изменения окружающей средой. Отраслевые эксперты и экологи предупреждали, что она не подходит для суровых условий севера и находится слишком далеко от групп спасателей, которые не смогут оперативно прийти на помощь в случае аварии. Они требуют, чтобы Россия приостановила свои нефтяные проекты в Арктике.
Россия занимает первое место в мире по объемам добычи нефти, но большую ее часть она добывает на суше. Лишь 2 процента добычи приходится на давно разрабатываемые морские месторождения в теплых водах Черного и Каспийского морей и на относительно новые месторождения у острова Сахалин на Дальнем Востоке.
Поскольку основные нефтяные месторождения в Восточной Сибири истощаются, нефтяные компании начинают смотреть все дальше на север. Правительство надеется, что к 2030 году в Арктике ежегодно будет добываться до 80 миллионов тонн нефти.
Россия пытается установить свою юрисдикцию над частью Северного Ледовитого океана, где может находиться до четверти неразведанных мировых запасов нефти и газа. Ускоряя реализацию арктических нефтяных проектов, правительство тем самым подкрепляет свою заявку.
Плавучая буровая платформа «Кольская», перевернувшаяся и затонувшая 18 декабря в Охотском море, осуществляла поисково-разведочное бурение для дочерней компании «Газпром» «Газпром нефть шельф». Ее буксировали назад в восточный российский порт в условиях сильного шторма, когда мощной волной разбило часть ее оборудования и иллюминаторов, в результате чего она перевернулась и пошла на дно в штормовом море.
Газпром в настоящее время первым ведет изыскательские работы в российском секторе Северного Ледовитого океана. Он также стал первой российской компанией, отправившей буровую платформу в Печорское море на северо-западе России.
Российские нефтяные компании никогда не работали в столь суровых погодных условиях, какие существуют в скованной льдами Арктике, где толщина ледяных торосов измеряется метрами, и где часто бывают штормы. Авария «Кольской» усилила опасения по поводу того, что эти компании не готовы к таким испытаниям.
«Эта трагедия еще раз напомнила нам, насколько велики риски аварий и чрезвычайных происшествий в море», - заявил сотрудник Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников, занимающийся проблемами нефти и газа.
Всемирный фонд дикой природы, Greenpeace и пять региональных российских природоохранных организаций подписали в четверг обращение к парламенту с требованием провести парламентское расследование и с призывом к правительству временно прекратить реализацию нефтяных проектов. В этом обращении они обвиняют государственные ведомства в несоблюдении норм и правил безопасности и охраны окружающей среды, а также заявляют, что действующие законы не соответствуют масштабам рисков в Арктике.
Впервые экологи забили тревогу, когда Газпром объявил в августе об отправке платформы в Арктику для проведения разведочного бурения на нефтяном месторождении в Печорском море, которое содержит примерно 6,6 миллиона тонн нефти.
Подводная часть платформы была построена в России в 1990-х годах, а верхняя секция является частью платформы, построенной в 1982 году в Шотландии. Эта платформа в 2002 году была выведена из эксплуатации в Северном море.
Газпром утверждает, что платформа «Приразломная», которую он называет своей первой ледостойкой платформой, вполне надежна и не имеет старого оборудования, за исключением своего каркаса.
«Мы сделали все возможное для реализации новейших технологий, норм и правил, чтобы предотвратить любые аварии», - сказал на пресс-конференции в сентябре месяце Владимир Вовк, руководящий в Газпроме управлением техники и технологии разработки морских месторождений.
Экологи сомневаются как в состоянии оборудования, так и в конструкции платформы. Поскольку «Приразломная» находится в сотнях километров от берега, она имеет хранилище для огромного объема нефти, которая находится в нем до прибытия танкера. Емкость резервуаров для хранения составляет до 120000 тонн (840000 баррелей).
В отличие от «Кольской», на которой в момент катастрофы не было нефти, арктическая платформа может стать причиной катастрофического разлива, если она опрокинется в ледовом штормовом море.
Большое расстояние до берега также усложнит проведение спасательной операции и действий по ликвидации последствий аварии. Ближайший к платформе крупный порт это Мурманск, находящийся от нее в 1000 километров.
Даже в более теплых и приветливых водах аварии на нефтяных платформах приводили к катастрофическим последствиям.
В пятницу гигантское нефтяное пятно начало приближаться к побережью Нигерии. Как заявила компания Royal Dutch Shell, этот разлив образовался при перекачке нефти с плавучей платформы на морском месторождении в ожидавший загрузки танкер. Менее чем за неделю до этого Shell получила разрешение от американского правительства на бурение разведочных скважин у северо-западного побережья Аляски в Чукотском море – неподалеку от российских территориальных вод.
В результате взрыва на платформе ВР Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 году погибли 11 рабочих, а в море из находящейся под толщей воды скважины вытекло более 200 миллионов галлонов нефти (4,8 миллиона баррелей).
Российский парламент в сентябре в предварительном порядке утвердил законопроект, ужесточающий нормы и требования к компаниям, работающим в Арктике.
Специалист в области природоохранного законодательства из Всемирного фонда дикой природы Екатерина Хмелева заявила, что данного закона недостаточно для обеспечения публичной подотчетности нефтяных компаний и гарантий полного анализа экологических рисков. По ее словам, экологи и бизнес-сообщество работают над новым законопроектом, который, среди прочего, предусматривает создание фондов для ликвидации последствий и очистки.
Эксперты из нефтяной отрасли также выражают сомнения по поводу компетентности Газпрома в вопросах морского бурения в Арктике, а также конструкции платформы.
Они также сомневаются в экономической обоснованности проекта. Нефть на месторождении в Печорском море низкого качества, и проект окажется убыточным без налоговых льгот, заявил старший аналитик из московского инвестиционного банка «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Для государственного Газпрома этот арктический проект в большей степени имеет стратегическое значение, нежели дает ему экономические выгоды в ближайшей перспективе, отметил он.
«Очевидно, что компания выполняет стратегическую задачу, - сказал Нестеров. – Похоже, что Россия не собирается отказываться от этой стратегии, поскольку в ней заинтересованы судостроители, производители техники, а возможно, и военные».
Четыре года тому назад Россия обозначила свои притязания на главенство в Арктике, установив титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана и заявив, что подводный хребет связывает ее напрямую с Северным полюсом. Соединенные Штаты не признают российские утверждения и выдвигают собственные претензии наряду с Данией, Норвегией и Канадой.
Россия, Канада и Дания планируют подать свои заявки на право владения хребтом в Организацию Объединенных Наций.
В прошлом году российские судостроительные и машиностроительные предприятия остались на плаву благодаря в основном крупным государственным заказам и проектам, которые финансирует правительство. Широкомасштабная разведка и освоение нефтяных и газовых месторождений в Арктике даст этим отраслям столь необходимый толчок к развитию.