Соединенные Штаты ратифицируют привелегированные коммерческие и военные договоры со странами Тихоокеанского бассейна; Франция и Германия заключают торговые и энергетические соглашения с Россией и Китаем. Россия в свою очередь старается сплотить вокруг своей зоны влияния бывшие советские республики и укрепить связи с китайским драконом. Создается впечатление, что рождаются и укрепляются две мировые геополитические зоны: к первой принадлежат страны бывшего СНГ, к которым присоединяется большая часть стран Ближнего Востока и Южной Америки и, возможно, Израиль. Во вторую входит ЕС, объединенный с так называемой Евразией, Китаем, и некоторыми бывшими европейскими колониями и новыми зонами освоения Китаем в Африке.
История ничему нас не учит, если мы постоянно повторяем ошибки прошлого. Отдают ли себе отчет противники критикуемого процесса глобализации о возможных последствиях, которые могут возникнуть от возвращения к автаркии и протекционизму? Роберто Папа Гавирате. Дорогой Папа, все экономические ассоциации могут играть политическую роль и при определенных обстоятельствах использоваться против общего врага. Но мне кажется, что большая часть экономических союзов, созданных за последние десятилетия, отвечает преимущественно экономической логике развития событий, причем не обязательно протекционистской, и представляет собой разумный ответ на проблемы глобализированной экономики. Между прочим, я думаю о Североамериканском соглашении о свободной торговле Nafta (Соединенные Штаты, Мексика, Канада), об общем рынке стран Южной Америки Мерсокур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла), об Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве АТЭС, которое включает 25 стран Тихоокеанского бассейна, об Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая включает 10 стран Южной Азии. Я размышляю о Евразийском союзе, предложенном Москвой Казахстану и другим странам Кавказа и Средней Азии, и о Транстихоокеанском партнерстве, о котором Барак Обама говорил в Гонолулу по случаю недавненй встречи АСЕАН.
Цели различны. В некоторых случаях эти союзы представляют собой простые дискуссионные клубы и форумы по обмену информацией, в других случаях есть тендеция к созданию зоны свободного обмена. Кроме того, есть ассоциации, которые рождаются для координированного руководства огромных природных резервов как в случае с ОПЕК, Организацией стран— экспортёров нефти.Потом есть еще соглашения между странами, которые работают на одной и той же территории (например, в Антарктиде), и договориваются между собой о совместном использовании ее природных ресурсов.
Я не упомянул о Европейском союзе, потому что в отличие от других он несмотря ни на что продолжает сохранять амбиции федерализма. Но нельзя забыть о Всемирной торговой организации (ВТО), представляющей собой нечто вроде ООН в экономике, и стремящейся к соблюдению правил, о которых договорились страны-члены. Мне не кажется, что из этой панорамы возникают блоки-противники, готовые схватиться между собой как супердержавы на мировом поле сражения. Я скорее думаю, что глобализированная экономика и экономическая взаимозависимость уменьшили роль отдельных государств и сферу, в которой каждое из них может с пользой использовать традиционные инструменты своего национального суверенитета. Даже когда они этого не признают и претендуют на сохранение полного суверенитета, государства вынуждены заключать союзы, чтобы выжить и лучше функционировать.