Москва – В понедельник уходящий президент Дмитрий Медведев внес в Государственную Думу законопроект о восстановлении прямых губернаторских выборов в рамках серии реформ, обещанных после общенациональных протестов. Однако документ все же предусматривает активную роль Кремля в принятии решения.
Под руководством могущественного предшественника и наставника Медведева, ныне - премьер-министра Владимира Путина, произошла отмена многих политических свобод, появившихся после распада Советского Союза, включая отмену губернаторских выборов в 2004 году. Кремль начал напрямую проводить назначения губернаторов и распускать региональные законодательные органы, если те отказывались одобрить кандидатуры кремлевских назначенцев.
Оппозиция сразу же негативно высказалась о законопроекте, который был предложен вслед за тем, как десятки тысяч уставших от доминирования одной политической партии россиян вышли на улицы после запятнанных фальсификациями парламентских выборов четвертого декабря.
Главная кремлевская партия «Единая Россия» потеряла четверть своих мест в Госдуме в результате голосования, а лидеры оппозиции и независимые наблюдатели на выборах заявили, что «Единая Россия» смогла удержать простое большинство лишь благодаря фальсификациям.
В попытке остановить растущее недовольство, Медведев и Путин предложили серию реформ, призванных разрешить в будущем большую политическую конкуренцию.
Внесенный на рассмотрение в Государственную Думу законопроект включает в себя введение прямого голосования, что позволит политическим партиям и самовыдвиженцам участвовать в выборах.
Однако в законопроекте упоминаются «президентские консультации», которые оставляют за Кремлем право одобрять избранных кандидатов или увольнять их в связи с «потерей доверия» в свете обвинений в коррупции или других нарушений. Законодатель от партии «Единая Россия» выступил с защитой этого пункта.
«Я понимаю, что консультации являются необходимой процедурой», - заявил The Associated Press Владимир Плигин.
Законопроект точно будет принят, так как подконтрольные Кремлю партии продолжают доминировать в Госдуме.
Коммунистическая партия, продолжающая оставаться в Госдуме крупнейшим оппонентом правящей «Единой России», высмеяла консультации. Официальный представитель партии Сергей Обухов заявил ежедневной газете «Коммерсантъ», что они являются признаком кремлевского «юридического кретинизма».
Путин остался самым могущественным российским политиком, даже когда занял пост премьер-министра, который формально является лишь вторым по значимости.
Решение Медведева отойти в сторону, позволив своему наставнику вернуться на пост президента, разочаровало многих российских либералов, поверивших в его обещания укрепить силу закона, бороться с коррупцией и либерализовать политическую систему.
В понедельник Путин опубликовал длинный манифест, в котором призвал российский средний класс голосовать за него на выборах четвертого марта, одновременно критикуя оппозицию за отсутствие концепции развития страны.
По его словам, консолидация среднего класса в постсоветской России произошла именно благодаря его руководству на посту президента с 2000 по 2008 год, а также, за последние четыре года - на посту премьера.
«И, наконец, средний класс – это люди, которые могут выбирать» политику», - написал Путин в своем манифесте, опубликованном в ежедневной газете «Известия». «У них, как правило, уровень образования такой, что позволяет осознанно относиться к кандидатам, а не “голосовать сердцем”».
Он написал, что в 1998 году к среднему классу можно было отнести лишь 5-10% россиян, в то время как в настоящий момент их число составляет 25-30%.
«Средний класс должен расти и дальше. Стать социальным большинством в нашем в обществе. Пополняться за счёт тех, кто тащит на себе страну – врачей, учителей, инженеров, квалифицированных рабочих», - заявил премьер.
После декабрьских протестов Путин пообещал разрешить большую политическую конкуренцию и предпринять шаги по обеспечению прозрачности проведения президентских выборов четвертого марта, но до настоящего момента он не продемонстрировал ни малейшего желания принять во внимание требования протестующих или ослабить централизованный контроль над политической системой.