России небезразлично, где США могут разместить элементы системы противоракетной обороны, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с руководителями российских СМИ 18 января в Ново-Огарево.
«Для нас это небезразлично – где появится эта система [ПРО], ближе, дальше от наших границ. Для нас небезразлично, появится ли она в Грузии, в конце концов. И что, мы должны будем нацелить наши ударные системы на грузинскую территорию? Вы представляете, какой ужас? А есть ли у нас гарантия, что это не произойдет? Нет», – заявил Путин на встрече с главными редакторами российских СМИ 18 января в Ново-Огарево.
Читайте также: Грузия обеспокоена российскими маневрами на Кавказе
Путин также отметил, что «грузинские коллеги» отказываются сотрудничать с Россией, в то время как Москва готова к диалогу с Грузией, и грузинская оппозиция выражает аналогичную готовность.
«Когда мы нашим грузинским коллегам говорили, давайте сделаем то, сделаем это, они же все отказываются... Россия готова с грузинской общественностью искать выход, если с нами хотят разговаривать», – заявил российский премьер.
Напомним, в феврале 2011 года четыре американских сенатора от Республиканской партии обратились к министру обороны США Роберту Гейтсу с просьбой рассмотреть возможность размещения в Грузии радара системы противоракетной обороны НАТО, в том случае если Турция выдвинет неприемлемые для США условия размещения ПРО на своей территории.
Представители американской администрации не раз заявляли, что элементы ЕвроПРО не будут направлены против России и будут иметь лишь оборонительную функцию, вследствие чего Москву не должны волновать места их размещения. На встрече со СМИ в Ново-Огарево Путин озвучил свою позицию по данному поводу, обращаясь к главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову с критикой в адрес одной из передач радиостанции, участник которой, по словам премьер-министра, выражал точку зрения, схожую с американской.
«Если [ПРО] ближе будут находиться – они перекрывают районы базирования наших ракет наземного базирования и будут их сбивать, а если подальше расположены – не перекрывают и не будут сбивать. Как это не важно? Это принципиальный вопрос! Еще как важно!» – отметил премьер и добавил, что США, а не Россия, отказываются от совместной работы по ПРО.
«Это мы предлагаем, а они отказываются. Они не только нас не допускают, они даже своих ближайших союзников по НАТО – европейцев – не допускают. Базирование радаров есть, о базировании ракет договариваются, а к управлению системой никого не допускают», – сказал Путин.
Читайте еще: Россия молчит по поводу поставок американских вооружений Грузии
Он также заявил, что «Эхо Москвы», которое финансируется «Газпромом», занимается «обслуживанием внешнеполитических интересов» США.
«Вы понимаете, и чтобы вот так вот обслуживали интересы России в США на каком-то канале, который принадлежит государственной компании, – я это просто не представляю, это невозможно. А вы говорите – свобода слова. Где же тогда она, если не здесь? А вообще-то это неприлично, мне так кажется», – заметил премьер-министр РФ, обращаясь к Венедиктову.
«Пустая трата финансовых ресурсов России»
В ноябре минувшего года президент России Дмитрий Медведев заявил, что в ответ на развертывание системы ПРО в Европе Россия развернет современные ударные системы вооружений, которые обеспечат огневое поражение ПРО. Он также допустил тогда возможность того, что РФ пересмотрит достигнутые ранее с США соглашения по ограничению вооружений.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен прокомментировал заявление Медведева 19 ноября в Вильнюсе после встречи с президентом Литвы Далей Грибаускайте. По словам Расмуссена, действия России направлены против несуществующего врага и являются пустой тратой средств.
«Конечно, подобные заявления России вызывают обеспокоенность союзников по НАТО. Кроме того, я отметил бы, что это пустая трата финансовых ресурсов России, поскольку усиление военного наступательного вооружения направлено против искусственно созданного врага, против врага, который не существует», – сказал генсек Североатлантического альянса на пресс-конференции в литовской столице.
Этнический грузин Акунин
На встрече в Ново-Огарево Путин вспомнил о Грузии и грузинах и в контексте российского оппозиционного движения. В частности, премьер высказал предположение, что российский писатель Борис Акунин участвует в протестах против результатов выборов в Госдуму по причине того, что он этнический грузин.
«Понимаете, люди ведь действуют по самым разным соображениям. Вот, например, мы все любим писателя Акунина. Он пишет очень интересные, для меня, во всяком случае, вещи. Это экранизируется. Он, насколько мне известно, этнический грузин. Я понимаю, что он мог не воспринимать действия России во время известного кризиса и событий на Кавказе, а, по сути, вооруженной борьбы между Грузией и Россией, когда Россия вынуждена была защищать югоосетин и наших миротворцев, на которых напали и просто убили», – заявил Путин 18 января.
Читайте также: Грузинский концепт национальной безопасности
Российский премьер также обвинил оппозиционных общественных деятелей в том, что они избегают прямого диалога с представителями власти.
«Мы готовы, и я лично готов, и мои коллеги готовы с ними встретиться и поговорить. Не один раз приглашали... Не один раз, ни разу не пришли», – заявил Путин и назвал конкретный пример, когда некоторые деятели культуры, включая Акунина, проигнорировали приглашения на церемонию вручения правительственных премий.
«Они говорят: "Мы хотим дискуссии, власть нас не слышит". Мы их пригласили, но они не приходят. У меня возникает вопрос: они хотят чего? Они хотят сказать о том, что нет дискуссии, или они не хотят дискутировать», – сказал Путин в Ново-Огарево.
В свою очередь, Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) прокомментировал слова Путина в интервью «Эху Москвы».
«Да, мой отец был грузин, и что? Я всю жизнь живу в Москве, я гражданин России. Если для Путина это имеет значение – это скорее характеризует его как человека и политика. Моя позиция по войне с Грузией была такая, что ответственность за случившееся несут и Путин, и Саакашвили. Я до сих пор считаю, что так оно и есть», – заявил Акунин 18 января.
Писатель также отметил, что готов «к серьезному жесткому разговору» с премьер-министром, если тот действительно хочет «встретиться и поговорить о деле». В то же время Акунин подчеркнул, что не собирается участвовать в мероприятиях, где ему была уготовлена роль «изображать статиста в поддержку предвыборной кампании Владимира Путина».