В десятый раз за время своего пребывания на посту президента России Дмитрий Медведев провел встречу с президентами Армении и Азербайджана для переговоров по урегулированию замороженного конфликта в Нагорном Карабахе. Встреча, прошедшая в понедельник в Сочи, в очередной раз не смогла обеспечить прорыв в переговорах. В то время как Россия переключила свое внимание на внутренние проблемы в свете недавних политических протестов, а Медведев готовится быстро покинуть центр всеобщего внимания, все еще нет решения вопроса, который российский президент назвал единственным конфликтом на постсоветском пространстве, который можно разрешить прямо сейчас.
Как заявил журналистам Медведев во время перерыва в переговорах, который он использовал, чтобы покататься на лыжах, зимние встречи тройки стали своеобразной традицией. Особых ожиданий от этой встречи не было, особенно после провала сильно ожидаемых переговоров в Казани в прошлом году. По сведениям РИА Новости, совместное заявление лишь выразило «готовность сторон ускорить достижение соглашений по основным принципам с учетом всей уже проделанной работы».
Нагорный Карабах сохраняет неопределенный статус, находясь в пограничном состоянии между войной и миром с окончания в 1994 году шестилетней гражданской войны, вызванной распадом СССР и территориальным спором между соседствующими Арменией и Азербайджаном. Перемирие в регионе, который номинально принадлежит Азербайджану, было достигнуто в 1994 году усилиями ОБСЕ, но с тех пор решение о том, как бороться с насилием или разработать длительный план для политического будущего Карабаха, приводило к многочисленным тупикам.
Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, так называемые Мадридские принципы, предложенные ОБСЕ, пока являются лучшим вариантом достижения длительного мира в регионе. Соглашение, в рамках которого предполагалась быстрая демилитаризация Нагорного Карабаха, а также гарантировались права беженцев на возвращение и предполагалось проведение референдума о политическом статусе региона, казалось, набирало вес, но армянский президент Серж Саргсян и президент Азербайджана Ильхам Алиев отказались уступать в чем-либо. Среди всего прочего, они не смогли договориться о сроках проведения референдума для определения политического статуса Нагорного Карабаха, о том, пройдет ли референдум только на территории региона или во всем Азербайджане, а также о выводе военных из двух из семи регионов Карабаха, которые считаются стратегически важными для армянской безопасности.
Тем временем, в Нагорном Карабахе продолжается вялотекущий конфликт: снайперские перестрелки иногда уносят жизни азербайджанских солдат, сепаратистов и местных жителей. Согласно местной прессе, обстрелы происходят почти ежедневно. Несмотря на отсутствие большого количества жертв, инциденты свидетельствуют о нестабильности перемирия вдоль границы.
Желание Азербайджана идти на компромисс остается главным вопросом, но глава департамента политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян заявил, что граница «остается относительно спокойной» территорией с начала года. «На протяжении последних двух лет правительство Азербайджана угрожает завтра начать войну. Но войны еще не было, а стороны привыкли к такому положению дел. Думаю, даже в Азербайджане, где не сильно довольны нунешним положением, имеется понимание того, что использование линии фронта как рычага воздействия уже устарело», - отметил он.
Тем не менее, Азербайджан не отходил от «позиции силы», написал на Politcom.ru. Сергей Маркедонов, эксперт по Кавказу в Центре стратегических и международных исследований. Он процитировал президента Азербайджана Алиева: «Если кто-то считает, что основной темой переговоров является предотвращение войны, то я с этим мнением не согласен. Никто не хочет войны, тем более, этого не хочет Азербайджанское государство, достигшее таких больших успехов. Но это не означает, что переговорный процесс будет отодвинут в сторону, и что все усилия будут направлены на недопущение войны. Этому не бывать»». По крайней мере, в рамках внутренней политики Алиев должен демонстрировать очень сильную позицию и должен избегать любого намека на уступки Армении. «Таким образом, глава Азербайджана показал, что целью переговорного процесса является не поиск компромисса, а разговор с позиции силы», - заключил Маркедонов.
Несмотря на скромный успех данных переговоров, другие эксперты уловили луч надежды. Александр Маркаров, директор армянского филиала Института стран СНГ, отметил, что обе стороны остаются более или менее преданными основополагающим документам, таким, как Мадридские принципы, которые ОБСЕ продолжает считать лучшей основой для возможного соглашения.
Главным вопросом теперь является способность Алиева и Саргсяна преодолеть свои разногласия без посредничества России. Пока недавние протесты в городах России отвлекают внимание страны от конфликта в Нагорном Карабахе, подходит к концу и президенский срок Медведева: вряд ли у его преемника будет столько же терпения для бесконечных переговоров без четких результатов. «Сочинская встреча выгладит как прощание Медведева с коллегами… президенты Армении и Азербайджана осознавали бесполезность данной встречи, но не могли отказаться от участия», - считает Эльхан Шахинолгу, глава исследований в аналитическом центре «Атлас», по собщениям «Независимой газеты».