Двадцать лет спустя после краха коммунизма и распада Советского Союза, в России сформировался один из самых мощных автомобильных рынков мира. Автопроизводители продали в стране почти два с половиной миллиона машин и легкого грузового транспорта в прошлом году, и большинство экспертов считают, что Россия перегонит Германию и станет крупнейшим автомобильным рынком в Европе к концу десятилетия. А недавнее вступление России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) делает ее еще более привлекательной для иностранных производителей.
«Главная причина, по которой мы здесь, - то, что мы видим возможности на рынке, - говорит Джеймс Бовенци (James Bovenzi), президент GM в России. - Да, это изменчивый рынок. Да, есть определенные валютные риски. Да, могут быть и другие проблемы. Но мы верим, что в долгосрочной перспективе это хорошая инвестиция».
Однако General Motors не могут справиться в одиночку, говорит Бовенци.
Читайте также: Иностранные автоконцерны рвутся в Россию
«Нам очень нужна база снабжения неподалеку, - сообщил он поставщикам на ужине, организованном ранее в этом месяце Американо-Российским Деловым Советом. - Мы не добьемся успеха без инфраструктуры и возможностей, которые у вас есть».
Отчасти это следствие нового закона, принятого российским правительством в прошлом году, который требует от иностранных автопроизводителей увеличить использование деталей, произведенных в России, в обмен на тарифные льготы.
«Декрет 166» требует от производителей закупки 60% компонентов на местном рынке к 2015. Однако это не означает, что эти поставщики должны быть русскими.
«Это означает, что местные поставщики должны находиться в России», говорит Алан Дрейпер (Alan Draper), вице-президент по закупкам для Ford в Европе, который говорит, что его компания уже убедила компании Lear Corp. в Саутфилде и Johnson Controls Inc. в Милуоки открыть заводы в России, чтобы поддержать местное производство Ford Focus и других компаний. «С точки зрения локализации мы уже поняли, что нам нужно. Теперь нам остается начать это делать».
Ford и General Motors оба согласились на «Декрет 166», так же как и Volkswagen AG и Renault SA. Россия согласилась ослабить пошлины на иностранный импорт как условие вступления в ВТО, но это будет постепенный процесс, и правительство пообещало этим четырем компаниям компенсацию за соблюдение предписанных законом целевых показателей.
Еще по теме: Иран поборется за российских автолюбителей
Необходима база снабжения
«Вне зависимости от правил нам нужно локализироваться, чтобы стать конкурентоспособными, - говорит Бовенци из GM. - Местная российская база снабжения не слишком развита». По его словам, импорт деталей может быть кошмаром в плане логистики. В прошлом году судна, перевозившие детали для General Motors, застряли во льду на несколько недель недалеко от берегов Санкт-Петербурга.
Отсутствие сильной и надежной базы снабжения «было основной проблемой индустрии в России», говорит Иван Бончев, руководитель автомобильной практики Ernst & Young в России. По его словам, в отличие от других быстро развивающихся авторынков — Китая, Индии и Бразилии, Россия остается основным импортером транспортных средств. Поэтому российское правительство так агрессивно продвигает развитие местного производства.
«Главными целями властей было привлечь как можно больше инвестиций, чтобы заложить прочную производственную базу в России и в более долгосрочной перспективе создать потенциал для экспорта», сказал он.
Рынок вырос на 40%
В прошлом году российский авторынок вырос на 40%. Такие цифры не повторятся в 2012, однако, по словам Бончева, спрос останется высоким и продолжит расти.
«Россия определенно станет крупнейшим европейским рынком, - говорит он. - Для тех, кто хочет играть важную роль на рынке, имеет смысл тут быть. На самом деле, особенно если говорить о поставщиках, в России сейчас очень много возможностей и непочатый потенциал, так как практически нет конкуренции».
Еще по теме: Владивосток - приморская автостолица
Эксперты Ernst & Young ожидают, что рынок автомобильных деталей в России вырастет с 54 миллиардов долларов в прошлом году до 69 миллиардов в 2014. Даже американское правительство поощряет поставщиков автокомпонентов к инвестициям в Россию.
«Россия становится более важным экономическим партнером США», сказал Мэттью Эдвардс (Matthew Edwards), действующий директор отделения России, Украины и Евразии в Министерстве торговли США, добавив, что вступление России в ВТО «предвещает хорошие новости для иностранных компаний».
Россия формально была принято в ВТО в прошлом месяце после 18 месяцев переговоров. Однако ее вступление все еще должно быть одобрено российской Думой, у которой есть время до конца июня. Конгресс США также должен предпринять определенные шаги, чтобы убедиться, что американские компании получают всю защиту, которая им теперь будет полагаться, говорит Эдвардс.
ВТО делает процесс вложения инвестиций проще
Ассоциация поставщиков оригинального оборудования (OESA), представляющая американских производителей автомобильных деталей, считает, что включение России в ВТО сделает проще для ее членов обоснование инвестиций в эту страну.
«Это создает ощущение дисциплины, которого раньше не было, - считает Нил де Кокер (Neil De Koker), управляющий директор OESA. - Наши члены очень внимательно приглядываются к России. Присутствует некоторое беспокойство, но также и растущий интерес. Этот рынок продолжает расти».
«Многие американские поставщики уже ведут бизнес в Китае, - говорит де Кокер, - стране с коммунистическим правительством». «Нас беспокоит тип правительства в России, но мы охотно идем на риск в Китае, и я думаю, что риски в России точно не превышают рисков в Китае, - говорит он. - Если вы как компания стремитесь к росту, вам необходимо присутствие на этих рынках».