Внутриполитическая ситуация в Казахстане обостряется с каждым днем, и новое тому свидетельство – события понедельника, 23 января. О том, как комитетчики проводили обыски в офисе «Алги» и дома у активистов этой партии, а также задержали Владимира Козлова, Игоря Винявского и Серика Сапаргали, а других вызывали на допросы и потом отпускали, взяв подписки о невыезде и неразглашении тайны следствия, читайте в других материалах этого номера. Нам же есть смысл оценить ситуацию в целом.
В первую очередь попробуем понять, почему Назарбаев - Мусин - Масимов (именно так теперь выглядит правящий триумвират после последних перестановок и ухода в политическую тень Тимура Кулибаева) решились на крайне опасные для их личного имиджа и имиджа страны репрессии против активистов демократических сил и главного редактора независимой газеты.
Ответ на самом деле прост. Думаем, у них просто нет другого выхода, потому что сегодня на повестку дня встал вопрос о Власти. И речь идет уже не столько о том, будет ли Назарбаев передавать власть выбранному им преемнику, сможет ли этот преемник ее не уронить и удержать, кто будет этим преемником, согласится ли на это элита. А о том, что елбасы и его окружение могут потерять Власть совсем, после чего их политическое будущее сведется к сидению на скамье подсудимых вместе или по отдельности.
Давайте поднимемся над горячкой текущих событий и взглянем на внутриполитическую ситуацию в стране отстраненным взглядом. На сегодняшний день перед Назарбаевым - Мусиным - Масимовым нависают четыре неизбежные и весьма опасные угрозы. Порядок их перечисления произвольный. Читатели могут сами их ранжировать по собственному выбору, суть того, что мы хотим сказать, от этого не меняется.
Читайте также: Назарбаев теряет доверие к окружению
Первая угроза - Жанаозен. Точнее то, что произошло и может произойти в этом городе, и то, как все это будет отражаться в казахстанском и зарубежном информационном пространстве, провоцируя реакцию со стороны западных государств. Вторая - «БТА Банк» и тот разрушающий эффект, который повлечет за собой его банкротство в обозримом будущем. Третья - вторая волна мирового финансового и экономического кризиса. Четвертая - исламские террористы.
Учитывая ограниченность газетной площади, сконцентрируемся на двух первых угрозах, тем более что про третью много говорят сами представители власти, в том числе Назарбаев и Масимов, а четвертая очевидна после всплеска террористической активности в стране в прошлом году.
Жанаозенская ловушка
Дело в том, что по информации, которую мы получаем из Жанаозена, количество человеческих жертв там намного превышает официально озвученную цифру, причем в разы. В результате и те, кто санкционировал расстрелы 16 и 18 декабря 2011 года, и те, кто давал команду стрелять, и те, кто непосредственно стрелял в людей, попали в ловушку. Если в дальнейшем будет установлено, что жертв больше, а также станет понятно, кто пытался улучшить статистику, пряча трупы в канализацию, выбрасывая в степь или закапывая в старые могилы, то политический ущерб, который понесет Акорда в условиях пристального внимания прессы и общественности, невозможно даже оценить.
Размер угрозы под названием «Жанаозен» можно понять по тому, что Назарбаев - Мусин - Масимов пошли на продление чрезвычайного положения с 5 до 31 января 2012 года. Хотя внешнеполитическая необходимость поддержать рушащийся на глазах имидж первого президента РК и обеспечить максимальную легитимность досрочных парламентских выборов 15 января 2012 года требовала не делать этого. И все-таки Акорда это сделала и затем была вынуждена выбираться из юридической ловушки.
В итоге все равно произошло грубейшее нарушение действующего законодательства страны, пусть и всего лишь о чрезвычайном положении, но парламентские выборы Акорда проиграла вчистую. Они оказались обреченными на негативную оценку со стороны ОБСЕ, ПАСЕ и госдепартамента США даже без учета многочисленных нарушений порядка голосования и подсчета результатов, фальсификаций протоколов и списков избирателей, подбросов бюллетеней, «каруселей», снятия неугодных кандидатов с помощью налоговиков и так далее.
Судя по тому, что в Акорде не раз заговаривали о досрочной отмене чрезвычайного положения в Жанаозене, но так этого и не сделали, существует большая вероятность того, что оно будет продлено еще раз. Тем более что до 31 января 2012 года осталось всего несколько дней. Смеем предположить, что ситуация там настолько критичная, а жертв расстрелов 16 декабря 2011 года и последующего полицейского террора так много, что Назарбаев - Мусин - Масимов будут вынуждены держать город в режиме информационной и полицейской блокады еще минимум полгода.
Еще по теме: Маневры Нурсултана Назарбаева
Более того, очень похоже, что суд над участниками массовых беспорядков в Жанаозене и Шетпе, точнее теми, кого таковыми назначат в Акорде с подачи казахстанских силовиков, тоже будет в Жанаозене. И режим чрезвычайного положения там позволит Назарбаеву - Мусину - Масимову решить задачу закрытия предстоящего судебного процесса, который по логике и букве Конституции страны, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов должен быть открытым.
Ведь тогда чтобы попасть в город и принять участие в открытом судебном процессе, представителям зарубежных и казахстанских СМИ, неправительственных организаций, правозащитникам и политикам придется пройти через сито «комендантского отбора». И уже понятно, кто в нем застрянет, а кто будет запущен в зал заседаний и оттуда начнет поддерживать действия Акорды и ее «правонарушительных» органов. Поэтому мы не удивимся, если до 31 января в Жанаозене что-то случится.
Например, кто-то ночью обстреляет полицейских или те обнаружат в каком-нибудь подвале парочку автоматов, гранату и план комендатуры. Это позволит, притом что даже по официальным данным в городе не совершается серьезных правонарушений, а он сам перенасыщен военнослужащими, солдатами внутренних войск, полицейскими обычными и из спецподразделений, комитетчиками, продлить режим чрезвычайного положения еще на пару месяцев. И затем еще.
Мина замедленного действия
Вторая угроза, нависающая темной, неуправляемой и разрушительной силой над триумвиратом Назарбаев - Мусин - Масимов, это БТА. Точнее — его предсказуемый, неизбежный и разрушительный конец. Убаюканные многочисленными заверениями и обещаниями казахстанских госчиновников, начиная от первого президента и кончая третьестепенным менеджером БТА, о том, что господдержка спасла БТА от краха и после его реструктуризации все будет «ОК», граждане не представляют себе размеров проблемы.
Попытаемся ее раскрыть крупными мазками. На сегодняшний день по БТА официально объявлен дефолт. Положение его настолько критическое, что из совета директоров и правления банка уходят все, кто может — начиная от независимых директоров и представителей зарубежных кредиторов до председателя правления. Более того, отстранился даже заместитель главы ФНБ «Самрук-Казына» по национализированным банкам Айдан Карибжанов, вместо него на эту позицию назначена Елена Бахмутова.
Так что если прошедшее вчера в Алматы собрание акционеров банка не даст согласия на реструктуризацию (оно не может быть обеспечено голосами одного мажоритарного акционера в лице ФНБ «Самрук-Казына», требуется еще поддержка большинства зарубежных кредиторов), то правительство и Нацбанк РК оказываются загнанными в угол. И должны будут объявлять о банкротстве банка.
Спасти их может только Назарбаев, поскольку только президент может «распечатать» Национальный фонд и »достать» оттуда 5 миллиардов долларов, необходимых для того чтобы заделать финансовую пробоину, проделанную «спасателями» БТА. Но поскольку этих денег хватит при нынешних расходах и потерях банка где-то до конца 2012 года, то проблема будет не решена, а только отложена.
Если же Масимов и Марченко не смогут убедить Назарбаева еще раз оказать «господдержку» БТА, то независимо от дальнейшего решения регулятора в лице Нацбанка РК, дальнейшие события будут происходить быстро, вне всякого контроля Акорды и к ее большому политическому и экономическому ущербу.
Сначала БТА вольно или невольно будет вынужден прекращать расчеты, в том числе внутри страны. Если это произойдет одномоментно, то будет сохранена какая-то денежная масса и портфель активов для дальнейшего распределения между кредиторами в порядке, установленном законодательством страны, юридические лица будут поставлены в очередь, физические лица смогут получить свои вклады в пределах установленного законом предельного уровня возмещения средств, то есть не более 5 миллионов тенге.
Еще по теме: Протесты в Египте повлияли на отказ Назарбаева от референдума
Если Акорда будет «тянуть резину», надеясь уговорить зарубежных кредиторов на реструктуризацию, то ей придется постоянно подпитывать БТА деньгами для выдачи клиентам за счет наращивания кредитной задолженности Нацбанку под залог облигаций «Самрук-Казыны». И если она, по данным собственной презентации БТА иностранным кредиторам на конец 2011 года, составляла порядка 3,3 миллиарда долларов, то она очень скоро достигнет предела в 4,5 миллиарда, потому что граждане и юрлица массово кинутся спасать свои деньги. В любом случае экономический, социальный, политический и имиджевый ущербы будут критически высокими. Во‑первых, сразу встанет вопрос об оплате услуг английских и других юристов в гражданских судебных процессах против Мухтара Аблязова на предмет возврата активов. Не понятно и как Акорда сможет оплачивать работу внешних управляющих, назначенных английским судом. Встанет вопрос о полномочиях ликвидационной комиссии или временного управляющего БТА быть преемником банка в этих судебных процессах.
Во‑вторых, сразу пострадают сотни тысяч вкладчиков «БТА Банка» - физических лиц, так как денежных резервов, которые могут быть задействованы правительством и ФНБ «Самрук-Казына» для выплат затребованных ими сумм, не хватит на стопроцентное выполнение обязательств банка перед ними. А общий размер Казахстанского фонда гарантирования депозитов недостаточен для обеспечения выполнения обязательств, и понадобится время, чтобы Нацбанк смог его докапитализировать до требуемого объема.
В‑третьих, сразу дестабилизируется финансовое положение мажоритарного акционера БТА, ФНБ «Самрук-Казына». Находящиеся у него на балансе облигации «БТА Банка» на сумму 4,5 миллиарда долларов превращаются в »мусор», тогда как переданные БТА по договору обмена ценными бумагами облигации самого фонда на 4,5 миллиарда «зависают». Большая часть из них сейчас находится в залоге Нацбанка, меньшая или попадет туда же, если кредитование БТА со стороны последнего продолжится, или будет «заморожена» в активах банка и попадет в ликвидационную массу.
Кроме того, по данным презентации БТА для иностранных кредиторов, на конец 2011 года ФНБ «Самрук-Казына» и его дочерние структуры держали в этом банке депозиты на сумму порядка 3 миллиардов долларов. Даже если эта сумму уменьшилась, все равно она критично велика. Это означает, что буквально через пару месяцев в бухгалтерском балансе и сводном финансовом отчете госхолдинга появится «дыра» размером приблизительно в 7, а может быть, и 8 миллиардов долларов.
Это обязательно будет зафиксировано не только отчетами, но и аудиторами ФНБ «Самрук-Казына» и должно вызвать понижение рейтингов. Противопоставить этому можно только прямые гарантии правительства покрыть все убытки за счет Национального фонда, поскольку в государственном бюджете таких средств нет и он традиционно дефицитный. То есть вопрос снова упирается в Назарбаева.
В‑четвертых, под удар попадет и Национальный банк РК. Хотя выданные им «БТА Банку» 3,3 миллиарда долларов имеют обеспечение облигациями ФНБ «Самрук-Казына», встанет вопрос об их дальнейшей судьбе. Выкупить облигации госхолдинг не способен, в принципе. У правительства таких денег нет и не будет. Мы можем с ходу оценить, позволяет ли казахстанское законодательство Нацбанку держать такой пакет облигаций казахстанского резидента, к тому же явно не имеющего высокого рейтинга, но в любом случае рейтинговые агентства обязаны отреагировать и на эту проблему.
В‑пятых, под удар попадут казахстанские пенсионные фонды, в первую очередь «Улар-Умiт», у которых есть на балансе облигации и акции «БТА Банка». Но это по сравнению с предыдущими проблемами — мелочь, если не учитывать количество вкладчиков НПФ, которые пострадают в результате банкротства БТА. Чтобы решить эту проблему, правительству придется в лоб выкупить облигации и акции банка за номинальную сумму, но это сразу же создаст конфликт интересов и напряжет зарубежных кредиторов. Если же не выкупать, то число пострадавших будет исчисляться миллионами казахстанцев.
Читайте также: Не мечтайте, Назарбаев не уйдет!
Смысл перетасовок
Все вышеописанное теперь уже неизбежно. Если Назарбаев поддавшись на уговоры даст из Национального фонда 5 миллиардов для БТА, то крах будет отсрочен на год. Если не даст, - то крах где-то рядом, за дверью. Что в этих условиях может сделать правящий триумвират Назарбаев - Мусин - Масимов? Делать уверенный вид, раздавать твердые обещания, говорить, что все под контролем и репрессировать тех, кто им доступен. Вот этим они и занялись. Проблема их заключается в том, что даже если они смогут посадить на скамью подсудимых не сотню, а тысячу человек, это не решит ни одной проблемы, из числа перечисленных нами в начале статьи.
Поэтому есть смысл коснуться таких обсуждаемых тем, как сохранение Каримом Масимовым и Асланом Мусиным своих должностей и последние перестановки в правительстве и среди акимов регионов только для того, чтобы показать, как неуверенно чувствует себя Назарбаев и его зависимость от других членов правящего триумвирата. Зависимость настолько сильную, что он решил их »обложить» или их политическими конкурентами, или своими людьми.
Буквально несколько строк по этому вопросу. Премьер-министр оказался «окруженным» своим бывшим первым заместителем Умирзаком Шукеевым, который в качестве нового главы ФНБ «Самрук-Казына» практически отсек его от оперативного управления госхолдингом, вице-премьерами Сериком Ахметовым и Кайратом Келимбетовым. У Аслана Мусина появился заместитель Бахыт Султанов, по некоторой информации - родственник елбасы. А государственным секретарем, который, кстати, входит в Администрацию президента, стал Мухтар Кул-Мухаммед, и, возможно, именно его Назарбаев готовит на смену Мусину.
Нечто подобное произошло и в следующем эшелоне. Председатель АБЭКП РК Кайрат Кожамжаров, которого Аслан Мусин активно использовал во внутриполитической «войне» против КНБ и его председателя Нуртая Абыкаева и для истребления участников конкурирующих политических кланов, например «южан», оказался передвинутым в акимы Акмолинской области, то есть фактически подставлен под ответный удар. А финансовую полицию возглавил человек, который точно будет против нынешнего руководителя Администрации президента, более того, уже объявил фактически о том, что начинает чистку в своем ведомстве.
В принципе, можно таким образом проанализировать все кадровые перестановки последних недель, но для этого не хватает газетной площади. Да и перестановки, по нашей информации, еще не закончились. Но это предмет другой статьи. Главное же заключается в том, что репрессии против активистов демократических сил и журналистов независимых СМИ в Казахстане начались не сегодня, сейчас они только активизировались и не достигли пика.
Более того, это единственно возможная и доступная для Назарбаева - Мусина - Масимова реакция на угрозу потери Власти. Они не понимают глубины стоящих перед ними проблем и думают, что если посадят Козлова, Винявского, еще десяток людей, убьют или замучают сотню, то все решится и успокоится. Они рассчитывают, что им удастся сделать то, что получилось у Сталина, Мао Цзедуна, Ким Ир Сена и других диктаторов.
Однако ситуация в мире кардинально изменилась. За последнее десятилетие только одна страна смогла сделать то, чего хотят добиться в Казахстане Назарбаев, Мусин и Масимов, - Северная Корея. Но для этого нужно довести нашу республику до того, чтобы в стране сажали только за отказ плакать на похоронах лидера нации.