На мировом экономическом форуме в Давосе, лейтмотивом которого были постоянно звучавшие опасения по поводу европейской экономики, российская делегация взволновала участников речами, в которых описывалось довольно безрадостное состояние российской экономики и содержались призывы к увеличению политической конкуренции. Делегация, включавшая в себя известных либералов, таких как первый вице-премьер Игорь Шувалов и бывший министр финансов Алексей Кудрин, возможно, пыталась повлиять на потенциальную экономическую платформу Путина как президента. Но правильное ли место они для этого выбрали?
За завтраком, устроенным в пятницу Сбербанком, бывшие и настоящие влиятельные лица России в течении полутора часов критиковали российский инвестиционный климат перед иностранными инвесторами. В число критиков входили бывший министр финансов Алексей Кудрин, первый вице-премьер Игорь Шувалов, президент Сбербанка Герман Греф и помощник президента Аркадий Дворкович. Греф лидировал, называя экономику «устаревшей», а Шувалов сказал, что госконтроль и коррупция «невыносимы». Дворкович, который был менее критично настроен, чем другие, тем не менее сказал, что «постоянное давление со стороны государства» является ключевой экономической проблемой в современной России.
Эти выпады не были ограничены экономикой. Кудрин, который присоединился к оппозиции с тех пор, как был уволен президентом Дмитрием Медведевым в конце сентября, попытался проследить прямую зависимость между политическими свободами и экономическим ростом. «Возможно ли модернизировать страну без увеличения политической конкуренции и политической свободы?», вопросил он, сообщает Wall Street Journal. Кудрин назвал притеснения Кремлем партий «ПАРНАС» и «Правое дело» перед декабрьскими выборами, а также давление на предпринимателей, поддерживающих оппозицию, ключевыми нарушениями политических свобод.
Данные утверждения отразили перемену политических ветров в Москве, где поддержка правящей партии «Единая Россия» постепенно снижается, а рейтинг Владимира Путина упал до 37%, по данным опроса Левада-Центра на прошлой неделе. Российская делегация в Давосе считается представителями либерального крыла российского правительства, которое не согласно с консерваторами, такими как министр иностранных дел Сергей Лавров и вице- премьер Игорь Сечин. Аналитики интерпретируют их жесткую критику как очередной залп в войне, которая началась с заявления Путина в сентябре о том, что он будет баллотироваться в президенты.
Но хотя оппозиция Путина в России находится на самом пике и десятки тысяч ожидаются на акции протеста в эти выходные в центре Москвы, у либеральной фракции Кремля остается совсем не много времени. Чуть более месяца осталось до еще далеко не бесспорного факта возвращения Путина в президентское кресло; источник, близкий к делегации в Давосе, сообщил Рейтерс, что «либералы чувствуют себя зажатыми. Они боятся, что после марта они проиграют по всем фронтам».
Алексей Мухин, президент московского Центра политической информации сообщил Russia Profile, что теперь, когда выборы не за горами, либералы в Кремле пытаются привлечь внимание Путина к темам, требующим срочного решения. «Естественно у либерального клана в Креме есть своя политическая платформа, - говорит он. - В преддверии избирательной кампании они могут выразить этот план определенным кандидатам и надеяться на то, что они будут услышаны».
Яна Кобзова, эксперт Европейского Совета по международным отношениям, не согласилась с Мухиным, считая, что члены комитета могли бы найти более подходящий момент для того, чтобы выразить свою позицию. «Если вы хотите занять определенную позицию, Давос - не место для этого, - говорит она. - Если вы хотите занять определенную позицию в России, это надо делать в России».
Хотя многие обратили внимание на резкий тон речей в Давосе, сущность критики либералов мало отличалась от линии, установленной самим Путиным в статье под названием «Нам нужна новая экономика», вышедшей в понедельник во влиятельной газете «Ведомости». Каждый из ключевых моментов, описанных Путиным, - сокращение государственного присутствия в экономике, искоренение коррупции и сокращение зависимости экономики от экспортов сырья фигурировали в озвученных членами Давосского комитета опасениях по поводу российской экономики за встречей за завтраком.
Члены комиссии также имеют определенную историю критики правительственной политики, то есть маловероятно, что их заявления были неожиданными для Кремля. Кудрин, который намекал на то, что финансовая политика Медведева как будущего премьера обанкротит Россию, и кто также выступал на акциях протеста, особенно часто заявляет во своей позиции в последнее время. Шувалов также пытался уже высказываться в Кремле на тему того, что недавние протесты в России несут в себе положительные изменения для российской политики.
Речи на Давосе, по словам Кобзовой, могли быть не столько внутренними распрями между кремлевскими кланами, сколько попыткой убедить иностранных инвесторов, что Россия серьезно относится к своему обязательству к экономическим и политическим реформам. «Им не позволили бы просто так бегать по Давосу без представления о том, что они могут сказать. Но если вы хотите передать в Европу определенную идею, то это как раз те самые люди, которые должны ехать в Давос и пытаться убедить инвесторов, что Россия действительно серьезно настроена по отношению к реформам», сказала Кобзова.