Сменяются правительства в Бухаресте и Кишиневе, сменяются президенты, премьер-министры, министры иностранных дел, сменяются президенты в России, США, Германии и т.д., а отношения между Румынией и Республикой Молдова всегда остаются одинаковыми: сердечно холодными и неискренними – со стороны Кишинева, конечно.
Даже если, время от времени, лидеры двух румынских государств констатируют небывалое потепление в этих отношениях, в конце концов мы убеждаемся в том, что гипотетичное повышение температуры оказалось лишь иллюзией. На протяжении 20 лет мы живем с этими термическими иллюзиями в отношениях между Бухарестом и Кишиневом.
Известный в Бухаресте эксперт недавно говорил о том, что Румыния недостаточно внимательна к такой проблеме, как Республика Молдова, и, что Бухарест никогда не имел по-настоящему серьезный проект для страны за Прутом, населенной румынами. Официальный Кишинев, независимо от того, кем он представлялся - Снегуром или Сангели, Лучинским или Стурзой, Ворониным с Тарлевым или Лупу с Филатом - всегда был сдержан по отношению к Бухаресту. Мы убедились, что не имеет значение, окончил ли премьер-министр из Кишинева факультет экономики в Москве или права в Яссах – любой, кто в Кишиневе начинает управлять страной, становится... немного антирумыном. Если какой-нибудь Бухарестский лидер нахмурит брови, то его кишиневскими коллегами это воспримется, как ... вмешательство во внутренние дела суверенного государства. Эта психология (настроение) передается и населению. Таким образом, традиционная румынофобия Кишинева не является на сто процентов наследственной, как считают некоторые, но является также следствием сегодняшней официальной политики Кишинева по отношению к стране за Прутом. (Об истинном отношении молдавских лидеров к Румынии следует судить не по заявлениям, сделанным на пресс-конференциях, а по беседам, ведущимся в саунах...)
Теперь, следует открыть и другую сторону истины: ни у Республики Молдова - официальной и неофициальной, нерумынофобской - не было и нет проекта по отношению к Румынии. Зря русские шумят – нет в Кишиневе никакого унионистского проекта; есть «унионистские островки», «населенные» честными, но наивными людьми, роняющих слезы под «ţara mea de dor», но без прагматичных и реалистичных проектов. Кишиневские руководители и пятая колонна Москвы очень эффективно распоряжаются этой ситуацией и, в отличие от Румынии, имеют больший успех в деле русификации и манипуляции бессарабцами. В течение 20 лет после исчезновения СССР и провозглашения независимости Молдовы, Румынии в меньшей степени удалось создать «санитарный кордон» пограничной безопасности на реке Прут, чем России, которая вовсе не имеет границ с Молдовой, но умудрилась сохранить и укрепить здесь сильные позиции.
Фронт, по которому Россия бьет со всей силы Румынию – это информационный. Даже после исчезновения СССР, русские не ушли из Кишинева. В Республике Молдова доминируют русские печатные и электронные издания, русские телевизионные каналы. Любопытный случай, чисто молдавский: предполагаемые румынские инвестиции в телевизионную сферу в Кишиневе закончились... по-русски - Jurnal TV специализируется на телевизионных фильмах с озвучкой на русском языке, Publika TV до боли напоминает русский и коммунистический NIT... Хотя пятая колонна Москвы орет, что Румыния «оккупировала» Республику Молдова и «румынизирует» ее, реальность совершенно иная - румынские инвестиций в этом смысле являются символическими и неэффективными. В результате, русские всегда чувствовали себя как дома в Кишиневе, гораздо в большей степени, чем румыны. Российские послы ногой открывают двери Президентуры и Правительства, в отличие от послов Румынии, хорошо образованных и скорее философов, но очень уж застенчивых... Приятным и обнадеживающим исключением является, конечно же, нынешний посол Мариус Лазуркэ - лучший, на мой взгляд, посол Румынии в Кишиневе за все эти 20 лет. Не зря его так активно атакуют анти-румынские силы в Кишиневе.
Я думаю, что единственный бой, который Бухарест выиграл в более чем трехсотлетней войне с Россией, так это на поле образования. Огромные инвестиции румынского государства в эту область приносят свои плоды, однако их настоящую «величину» мы увидим через несколько десятилетий. В остальном, пустые слова ... (По причинам, известным только Богу не строятся новые мосты через Прут, не синхронизирована железная дорога в Унгенах, не случилось совместного заседания правительств двух стран...)
И все-таки она вертится, говорил старик Галилей. Отношения между двумя румынскими государствами могут и будут развиваться в лучшую сторону. Румыния не может позволить себе «роскошь» иметь на своей восточной границе враждебную страну, контролируемую русскими. Именно поэтому, самое не вдохновенное, что сегодня может сделать Румыния, так это «оскучнеть» от Р. Молдова, почувствовать отвращение от молдаван, выпустить нас из рук и оставить нас на волю... России.
Перевод: MoldovaNova