Заявление Федеральной миграционной службы России об ужесточении ответственности за нелегальную миграцию активизировала полицию - начались задержания гастарбайтеров.
Опять начались облавы, говорит проживающий в Москве уроженец Узбекистана, президент Общества политэмигрантов Центральной Азии Бахром Хамроев.
«Ко мне, например, обратились уже десятки человек, против которых фабрикуются дела», - продолжает правозащитник.
Активизация деятельности российской полиции против трудовых мигрантов связана, по словам Хамроева, с заявлением Федеральной миграционной службы России от 2-го февраля, в котором говорилось об ужесточении ответственности за нелегальную миграцию.
К организаторам нелегальной миграции ФМС предлагает ввести уголовное преследование и осуждать их на сроки до 10 лет.
А несколько ранее премьер-министр России Владимир Путин в статье в «Независимой газете» высказался, что самих нелегальных мигрантов необходимо выдворять из страны с запретом на въезд в Россию «не на два года, как сейчас, а на пять-десять лет».
Ловят всех скопом
Начавшаяся облава, как рассказывает Хамроев, задевает всех гастарбайтеров из Центральной Азии без разбора.
Даже те мигранты, которые имеют все разрешительные документы, все равно задерживаются «до выяснения». Тех, кто пишет жалобы, сажают в «обезьянники», продолжает он.
Еще по теме: Путин призывает бороться с нелегальной миграцией
Российские СМИ сообщали, что на прошлой неделе сотрудники ФМС совместно с полицией в Подмосковье задержали 500 человек, «нелегальных» мигрантов из Центральной Азии.
Однако через сутки те же издания сообщили, что все 500 задержанных «нелегалов» имели при себе необходимые разрешительные документы и поэтому были отпущены.
Это означает, что при задержании этих людей никто не проверял их документы, а «загребали» всех скопом, и проверили когда люди уже достаточное время провели в положении незаконно задержанных.
«Да, как только кто-то говорит что-нибудь про трудовых мигрантов, сразу начинаются облавы, и мы прячемся», - рассказывает Хает, мигрант из Узбекистана, живущий в Раменском районе Московской области.
«Я живу у работодателя, регистрация у меня есть, но в Москву я ездить боюсь, даже с документами - могут остановить и проверить в любой момент, и даже если все будет нормально, могут задержать на 2-3 часа», - продолжает он.
Хает говорит, что во время облав вполне могут задержать и в собственном районе, при этом проверяющие даже не скрывают, что это им нужно для отчетности.
Еще по теме: Российские власти направят поток мигрантов в легальное русло
Как становятся «нелегалами»
Председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина считает, что формулировка «нелегальный мигрант» часто возникает по вине российских властей.
Как можно бороться с нелегальной миграцией, когда все, приезжающие в страну мигранты, изначально являются легальными из-за того, что могут проживать в России без всякой регистрации три месяца, говорит правозащитница.
После приезда мигрант должен зарегистрироваться или, как это сейчас называется, «встать на миграционный учет».
Но вот тут-то у него и появляются реальные проблемы. Да, некоторые люди их регистрируют за деньги, другие граждане страны делают это совершенно безвозмездно, только из сочувствия.
Еще по теме: Бедняки из Центральной Азии мигрируют в Москву
“Но тут надо еще брать в расчет советский менталитет наших людей, - продолжает Председатель комитета «Гражданское содействие», - Многие просто боятся регистрировать приезжих и даже не оттого, что они боятся самих мигрантов, а из-за страха перед государственными органами”, - продолжает она.
Вот поэтому и получается, что живут мигранты в одном месте, а зарегистрированы там, где можно, где хозяева не боятся проблем с соответствующими органами.
«Вообще, законы должны быть устроены так, чтобы не заставлять людей нарушать их. Если решили бороться с нелегальной миграцией, тогда вводите визовый режим. А чтобы вводить визовый режим, надо строить границы», - сказал Ганнушкина.
Что же касается возможных репрессий со стороны государства, то они, по мнению и Ганнушкиной, и Хамроева, должны касаться исключительно тех, кто, пользуясь миграционной неразберихой, занимается работорговлей.