Постоянный представитель России при Евросоюзе Владимир Чижов говорит с New Europe о российско-европейских отношениях и политической ситуации в стране после парламентских выборов и перед предстоящими президентскими.
Чижов признает, что начало процесса достижения нового базового соглашения между ЕС и РФ является трудным и медленным, но отмечает, что российские представители и европейские коллеги несколько лет совместно изучали все возможные варианты для создания новой правовой базы для сотрудничества, «включая общее соглашение по сотрудничеству, секторальные соглашения или вообще возможность отсутствия договора».
Постпред Чижов подчеркивает, что политическое соглашение для новой системы было достигнуто в 2006 году, и к концу того года российская позиция формализовалась на правительственном уровне, а он был назначен главой российской переговорной группы.
Он отметил, что со стороны ЕС все было гораздо медленнее, так как ЕС потребовалось полтора года для того, чтобы одобрить представителя для ведения переговоров от Европейской Комиссии.
Переговоры начались в июле 2008 года, и с тех пор прошло уже 12 раундов. Чижов избегает спекуляций о возможной продолжительности переговоров и отмечает, что они находятся на том же уровне, что и в прошлом году из-за «технической паузы» в связи с незаконченностью процесса вступления России во Всемирную торговую организацию, который был успешно завершен в декабре 2011 года и который должен был определить будущую линию переговоров с ЕС.
Помимо этого, говоря о посредничестве ЕС и США в вопросе отказа Грузии поддерживать российское членство в ВТО, Чижов отмахнулся от инсинуаций о том, что были достигнуты какие-то кулуарные договоренности по поводу членства Грузии в НАТО, которое, по его мнению, «является скорее теоретическим вопросом, нежели практическим».
Чижов отметил другой важный вопрос, возникший в настоящее время – это прогресс «интеграционного процесса на постсоветском пространстве», что выражается в создании Таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном, который превратился в общее экономическое пространство, и в конечном итоге, создание Евразийского экономического союза, который позволил привнести «новое измерение в переговоры с ЕС», и перенести торговый и инвестиционный опыт с национального уровня на надгосударственный.
Однако Чижов отмел предположение о том, что Евразийский союз является для России альтернативой ЕС, заявив, что процессы европейской и евразийской интеграции дополняют друг друга, а не исключают.
Тем не менее, он отметил выгоду нового Евразийского союза для многих стран, входящих в Европейскую политику соседства, особенно для Украины. Он добавил, что создание Евразийского союза скорее является «воплощением того, что теперь всеми признано как многополярность современного мира».
Относительно парламентских выборов, которые состоялись в России четвертого декабря 2011 года, Чижов заявил, что «ему известно, что некоторые люди были недовольны, имели жалобы, а некоторые жалобы были рассмотрены судами», добавив, что «это естественный процесс». По его словам, митинги были мирными и имели место «ответные протесты», а самый массовый митинг прошел в поддержку кандидатуры Путина.
О президентских выборах, намеченных на четвертое марта, Чижов заявил, что уверен, что «Путин победит на честнейших и свободнейших выборах», добавив, что «международные наблюдатели приезжают сотнями, и никаких проблем замечено не было».
В ответ на обеспокоенность ЕС тем, что кандидат от оппозиции Григорий Явлинский был исключен из президентской гонки, он заявил, что причиной для этого стал тот факт, что процент бракованных подписей в его поддержку превышал допустимый законом в 5% и составлял 25%.
Чижов заявил, что будут осуществлены определенные реформы для укрепления демократии, например, снижение числа необходимых подписей для регистрации кандидатов, которое начнет действовать на следующих выборах.
Чижов отметил, что Россия является «нормальной демократической страной», но признал, что «возможно, не все законы идеальны».
Говоря о видимой критике Путиным в своей программе экономической политики президента Дмитрия Медведева, Чижов уверил, что это не критика, а скорее жалоба на отсутствие результатов. Он объяснил, что осталось много неразрешенных вопросов со времен «нестабильных дней дикой приватизации 90-х годов».
Чижов заверил, что второе десятилетие Путина в XXI веке будет отличаться от его первого десятилетия.
«Помните, когда он стал президентом в 2000 году, он столкнулся с проблемами страны, которая разваливалась на части, и это не преувеличение», - заявил Чижов.
Он добавил, что Путину достались в наследство несметное количество местных и региональных законов, которые противоречили федеральному законодательству, причем некоторые регионы России признали местные законы важнее федеральных, а также кризис на Кавказе.
Российский представитель объяснил, что по всем этим причинам «Путин создал более жесткую вертикаль власти, чем ему (Путину) хотелось бы», добавив, что среди многочисленных планов по демократизации Путин предусмотрел «переход на совершенно другой уровень демократии» и прямым выборам губернаторов, вместо системы, где Кремль их назначал, что уже «выполнило свою функцию» в нестабильные времена.
«Путину удалось снова объединить страны, и это было крупным достижением, которое люди могут слишком легко начать забывать», - заключил Чижов.