Утром в понедельник 20-го февраля, Лера Орешкина как обычно пошла в школу. Она не выглядела ни грустной, ни взволнованной. Но на занятия она не пришла. В пол-одиннадцатого утра Лера зашла в одну из волгоградских высоток на улице Богданова в Советском районе и поднялась на лифте на 16-й этаж. Девочка вышла из лифта, открыла двери на маленький балкон между этажами. Вошла на балкон. Ей уже не надо было ни о чем долго думать. Она уже давно все для себя решила. Она перелезла через перилы и прыгнула вниз. Ей было 14 лет.
Шансов выжить у Леры не было никаких (российские СМИ, скорее всего, изменили имя). Она упала головой на бетонную лестницу, отделанную металлом. Наверное, она не мучалась. Смерть была очень быстрой, если говорить цинично, сделанной профессионально.
Тело почти сразу нашли случайные прохожие. Первое, что им пришло в голову, что это несчастный случай. Но вот криминалисты скоро нашли в куртке ребенка небольшие бумажки, на которых были написаны несколько строк. «Я смотрю на высоту и представляю свой полет», - так начиналось одно из стихотворений. После осмотра места преступления стало ясно, что случайно девочка упасть не могла. И что ей никто не помогал уйти из этого мира. По крайней мере, непосредственно ей не помогал никто.
Лера, как говорят, была счастливым непроблемным ребенком. Она училась хорошо. Была общительной, у нее было много друзей. Двадцать седьмого февраля они вместе с ней собирались отметить ее пятнадцатый день рождения. Она почти весь класс позвала к себе домой. Казалось, все действительно хорошо. Но в ее душу закралось что-то темное. К прыжку девочка должна была какое-то время готовиться. Думать о том, как убить себя. За день до самоубийства она удалила свой профиль во всех социальных сетях. К слову, она была страстным пользователем Интернета и всего нового, в первую очередь именно социальных сетей. Она вернула друзьям все, что когда-то на время брала у них.
Когда следователи стали тщательнее разбираться с семейными обстоятельствами, они, вероятно, нашли то, что могло стать причиной фатальной грусти девушки. В сентябре из семьи ушел отец. Лера осталась с матерью, дедушкой и бабушкой, которые уделяли ей как можно больше внимания. Отец приходил к дочери очень часто и образцово заботился о ней и после развода с супругой.
Эпидемия самоубийств
С начала этого года в России резко выросло число детских самоубийств. В Москве 11-го февраля с 24-го этажа дома номер 38 на Новогиреевской улице выскочила 15-летняя ученица девятого класса средней школы. В Петербурге покончила с собой тринадцатилетняя девочка. До этого в городке Лобня недалеко от Москвы вместе совершили самоубийство две девочки. Они взялись за руки и прыгнули… Еще в течение десяти дней дети убили себя в Ростове-на-Дону и Ангарске. Трагическая новость пришла и из Красноярского края: здесь 15-летний мальчик повесился после обсуждения со сверстниками возможности самоубийства.
Газеты стали писать об эпидемии, о какой-то тайной силе, о снижающейся психической стойкости российских детей, о безжалостном мире взрослых. По официальным данным, в России на 100 тысяч детей приходится 19,8 случая самоубийств. Это означает, что в среднем в год по стране самоубийство совершают около 200 детей, и, внимание, уже 1,5 тысячи подростков! Это понятно. Как только в жизнь начинает вмешиваться несчастная любовь, появляется почва для огромного, иногда фатального отчаяния.
Если бы эти цифры были действительно верны, Россия по числу самоубийств, совершенных несовершеннолетними, оказалась бы на 6-м месте в мире. Но, как выяснил уполномоченный по правам детей Павел Астахов, дела обстоят гораздо хуже, и, по его подсчетам, Россия по количеству самоубийств детей лидирует в мире без какой-либо конкуренции. Министерство здравоохранения ряд самоубийств предпочитает относить к категории «несчастный случай». Неудавшиеся попытки самоубийства либо никто из семьи не оглашает, либо никто не фиксирует. Таким образом, по словам Павла Астахова, человека, который в России должен защищать права самых маленьких, по всей стране ежегодно 4 тысячи детей пытаются покончить с собой. Некоторым из них удается это сделать.
Читайте также: Самоубийства среди американских ветеранов
Интернет-клубы самоубийц
Я думаю о том, почему именно Россия оказалась раем для детей-самоубийц. Там зимой холодно, это да, но ведь и раньше не было теплее. Так что в этом отношении в худшую сторону ничего не изменилось. Наоборот. Глобальное потепление могло влить в вены несовершеннолетних больше солнечных лучей и оптимизма. Или же виноваты взрослые, которые окунулись в капиталистический материальный мир и забывают сказать своим потомкам, что они здесь, главным образом, из-за них, из-за своих детей, и что они их любят больше, чем свой последний LandRover? Мне кажется, что и это не совсем так. Русские, в отличие от нас, люди открытые, полные эмоций, иногда мне кажется, что это даже невыносимо. Они патетичные и любвеобильные, и в трезвом состоянии тоже. Чтобы никто ничего не подумал.
Специалисты выдвинули другую версию. Виноваты журналисты, которые из подобных страшных тем делают сенсации. А вместе с журналистами виноваты и социальные сети, в частности специальные сайты, по-моему извращенные, где за вас возьмется опытный «самоубийца» и постепенно доведет вас до самого поступка. Люди на таких сайтах делятся своими чувствами перед самоубийством, советуются о различных способах, как его совершить, будто они следят за испытаниями нового типа морозильной камеры. Интернет-клубы самоубийц сегодня в России очень популярны.
Читайте также: Японский убийца с сайта самоубийц приговорен к смертной казни
Говорят, что, когда в конце 18-го века вышла книга Гете «Страдания юного Вертера», Европу охватила волна самоубийств молодых людей. У них были те же проблемы, что и у литературного героя, и он показал им простой способ, как все решить. Самоубийства не наказуемы, но инструктируемы. Российские спецслужбы вместо того, чтобы взламывать почту активистов оппозиции и из-за террористической угрозы пытаться блокировать самые разные сайты кавказских боевиков, лучше бы посвятили себя этому бизнесу. И когда они уставшие придут с работы домой, пусть они лучше поиграют со своими детьми в игру «Не сердись!» (настольная игра, известная в России как «Лудо» или «Парчис», - прим. ред.).