Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Илларион (Алфеев), который в настоящий момент находится с рабочей поездкой в Париже, напомнил о главном препятствии на пути визита Папы Римского в Россию и призвал Католическую церковь к «конкретным шагам» к диалогу. Встреча с человеком блестящего ума, дипломатом и музыкантом.
18 февраля митрополит Волоколамский и председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата посетил открытую два года назад русскую семинарию во Франции по случаю Дней православной книги в Париже. Несмотря на всю его подчеркнутую скромность, визит российского священника произвел немалое впечатление на семинаристов. Здесь нужно сказать, что послужной список Иллариона внушает уважение, а самого его сегодня считают вторым человеком в Церкви, число монастырей которой увеличилось с 18 до более чем 800 за 25 лет с окончания советских гонений. «И в наших монастырях действительно много людей! - сказал он с долей юмора. - Мы не испытываем кадровый голод...»
Митрополит Волоколамский - это ключевая фигура Русской православной церкви и диалога католиков и православных. Это одаренный, но в то же время загадочный человек. Сейчас ему 45 лет, а с 2009 года он возглавляет Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, которым раньше руководил нынешний патриарх Московский Кирилл.
Илларион - выпускник Московской духовной академии, полиглот, знаток древнегреческого и древнесирийского языков, автор трех десятков книг. Кроме того, он обучался игре на скрипке и фортепиано в Московской государственной консерватории и в этом качестве написал «Страсти по Матфею» и «Рождественскую ораторию». Его любовь к музыке сыграла важную роль во время встреч с Бенедиктом XVI.
Его глаза блестят, когда он говорит о ней: «На личном уровне музыка была одним из объединяющих факторов. Однажды я даже организовал в Ватикане концерт русской музыки... Папа с благосклонностью отнесся к этой инициативе». «Помимо возможных личных симпатий мы с самой позитивной точки зрения рассматриваем шаги, которые сделал Бенедикт XVI для сохранения традиционных ценностей, таких как семья и супружеская верность», - продолжает он.
В то же время вопрос о возможной встрече Папы Римского и патриарха Московского вызывает у него улыбку: «Было бы удивительно, если бы вы не задали мне этот вопрос... Ничего по сути так и не изменилось: мы думаем, что эта встреча вполне возможна, но она не представляет для нас интереса, если будет чисто протокольной. Остается еще целый ряд моментов, которые вызывают у нас разногласия, вопросы, который влияют на жизнь наших верующих. Это касается, например, Украинской грекокатолической церкви. Мы ждем от Католической церкви конкретных шагов для создания доброжелательной и благоприятной атмосферы».
Он как настоящий дипломат тщательно продумывает все свои заявления и контролирует каждое слово. В то же время он может быть и жестким. Как это было в октябре 2007 года, когда он вместе с делегацией Московского патриархата покинул сессию смешанной православно-католической комиссии из-за разногласий с Константинопольским патриархатом.
Однако за строгой внешностью скрывается увлеченная душа. Чтобы убедиться в этом достаточно послушать «страсти по Матфею», в которых ощущается влияние Баха, романтика церковнославянской музыки и русские народные мелодии. По мнению Иллариона, музыка играет важную роль в диалоге, так как несет в себе душу, «видение»: «Русский народ глубоко религиозен, это заложено в самой его природе. Однако в советское время люди, у которых не было доступа к духовным знаниям, пытались приблизиться к ним через романы Достоевского, живопись и музыку». Сам Достоевский писал: «Красота спасет мир». Если рассматривать искусство как форму выражения всего прекрасного, что есть в вере, Илларион Алфеев является верным последователем этой идеи.