С просьбой о заочном интервью обозреватели РС обратились к Михаилу Ходорковскому через его адвокатов. Ответы были получены по электронной почте от представителя Пресс-центра Михаила Ходорковского и Платона Лебедева Максима Дбара.
- Почему вы воздержались от публичных комментариев по поводу того, что происходит в российской политической жизни сразу после парламентских выборов?
- Ни в коем случае не отказываюсь от участия в обсуждении насущных общественных проблем. Однако, с учетом особенностей своей ситуации, не стремлюсь к максимальной оперативности. Тем более, что это и неосуществимо.
Вижу своей целью в шуме многочисленных голосов услышать и выделить реализуемую идею, а потом – понятно ее изложить. Что и делаю в своих статьях, по мере возможностей.
- Стали ли бы вы участвовать в президентских выборах 4 марта, если бы были на свободе?
- Претендовать на президентский или премьерский пост не стал бы. Надо слишком любить власть, чтобы стремиться к тому, что эти посты несут с собой. У меня такой любви нет.
В то же время, обязательно постарался бы помочь тем людям, которых уважаю. Впрочем, я стараюсь это делать и отсюда - единственно возможным для себя способом. Пишу.
- Какова была бы ваша позиция как избирателя в первом и гипотетическом втором круге? Чем объясняется ваш выбор?
- Обязательно пошел бы голосовать, если бы не был лишен этого права! И проголосовал бы за одного из «альтернативных» кандидатов, которые являются, скорее, символами возможного будущего развития страны, но не кандидатами на победу. Понимая, что из себя представляют эти выборы, я бы, тем не менее, показал, за какой вектор развития страны выступаю я лично.
Думаю, сегодня сделать такой шаг должен каждый человек, считающий себя гражданином.