Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еще не вечер для туркменского интернета

интернет
интернет
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Ограничение интернета - или ощущение ограничения интернета - имеет «встроенный» эффект страха. Как только идет слух о том, что сервис недоступен, люди боятся использовать его вновь, опасаясь преследования. Естественно, это приветствуется туркменскими властями, которые не понимают интернет и его ценность, существующую и потенциальную, для развития их страны, так как они волнуются лишь о контроле.

От редактора: Google и Opera, кажется, были заблокированы в Туркмении, или нет? Аннасолтан исследует смесь цензуры, непрофессионализма и жуткой инфраструктуры, которые составляют «низкосортное могущество» правительственного цифрового контроля, и размышляет о том, почему это является одновременно источником надежды и расстройства.

В туркменском интернете происходят еще некоторые интересные вещи. Недавно я услышала, как многие туркмены все больше жалуются на то, что разные сервисы Google не работают. Google Analytics не работал некоторое время, а теперь, кажется, сервис Gmail недоступен на смартфонах на платформе  Android, оставаясь доступным через  UC браузер. Однако больше всего беспокоит то, что мини-браузер Opera также не работает пятый день подряд.

Opera является крупным игроком в СНГ. С 2010 года его больше всего использовали для выхода в интернет в Казахстане, Узбекистане и Белоруссии, тогда как мини-браузер Opera для мобильных платформ отвечает за обслуживание 350 тысяч человек в Армении и за ошеломительных 70% российских пользователей мобильного интернета.

Для тех из нас, кто заинтересован в свободе информации, это причина для радости, так как neweurasia узнала в июне, что в результате запрета WordPress  в Казахстане, «турбо»-функция обычного поисковика в системе  Opera случайно служит как прокси-сервер. Тем временем Opera-mini используется в качестве экономичного способа доступа на сайты, которые заблокированы, дороги из-за тарифов операторов, либо тяжело грузятся из-за устаревшего оборудования, как, например, Facebook. А - для полного эффекта - теперь существует взломанная версия Opera-mini со встроенным прокси.
 
Итак, как можно объяснить все эти выключения? Так как туркменское правительство держит ограничения на пользование телефонами и интернетом в стране в секрете, картина не всегда ясна сразу. Еще больше усложняют ситуацию постоянные противоположные сообщения о самом доступе (помните громкие дебаты, когда Шварц от neweurasia сообщил Al Jazeera, что для входа в интернет-кафе в Туркмении требовался паспорт?). Итак, вместо того, чтобы пытаться проверить эти отдельные события с Google и Opera,  думаю, что стоит их включить в гораздо более обширный диагноз киберболезни в моей стране: смесь цензуры, непрофессионализма и жуткой инфраструктуры.

Гнилая основа туркменского интернета

Существуют четыре главные и связанные между собой проблемы, наполняющие наш интернет в настоящее время, к каждой из которых стоит очень серьезно относится.

Проблема №1:
Постоянное блокирование инструментов, которые позволяют получить доступ к заблокированным сайтам, особенно тем, которые критикуют политику туркменского правительства или публикуют новости без цензуры , а также управляются без возможности влияния со стороны правительства. Блокирование Opera mini кажется долгосрочным, но я могу ошибаться (смотрите следующий абзац). Не забывайте, что это экономичный способ попадать на такие сайты, как Facebook, который помимо функции  социальной сети содержит очень много новостей, способных усложнить жизнь туркменским властям.

Проблема №2:
Цепочка временного и частичного блокирования. Это является менее очевидной, но более зловещей частью режима, потому что обычно сервис выключается, а потом восстанавливается через несколько дней, а затем следующий сервис подвергается удару. Еще предстоит увидеть, является ли ограничение Opera mini первым или вторым типом запрета, если и вовсе является запретом. Продолжительность блокирования наводит меня на мысль, что оно относится к первой группе. Для сравнения,  запреты Google больше похожи на второй тип, но за этим могут стоять инфраструктурые проблемы.

Проблема №3:
Серверы часто выключаются или «замораживаются» при попытке использования таких социальных порталов, как Mail.ru и Mobimeet. Это можно объяснить печальным состоянием телекоммуникационной инфраструктуры, что усугубляется дополнительной нагрузкой в связи с популярностью этих порталов.  Действительно, с тех пор, как МТС ушла из Туркмении, а компания «Алтын Асыр» полностью завладела рынком, проблемы с серверами стали гораздо более частыми.

Проблема №4:
Сама система создает проблемы. После того, как МТС вынудили уйти из Туркмении, согласно президентскому указанию каждому служащему «Алтын Асыр» приказали продавать по 50 номеров в месяц. При невыполнении распоряжения разница будет вычтена из зарплаты служащего. Следовательно, получается, что «Алтын Асыр» продал больше мобильных номеров, чем система может обслуживать, и поэтому многие туркмены сейчас владеют мобильными телефонами без сигнала.

В то же время слишком много людей пришли в магазины компании «Алтын Асыр», что привело к огромным очередям. Никто в компании особо не задумывался о том, что сервер, рассчитанный на 300 тысяч пользователей, не мог обслужить 2-3 миллиона человек, и это приводит к тому, что и без того уже медленный интернет еще больше замедляется. Работа компании заключалась исключительно в продаже. Здесь в прямом смысле существует нормированный доступ, именно поэтому телефонная связь и доступ в интернет постоянно подвергаются отключениям.

Низкосортное могущество

Так какая из этих проблем стоит за блокированием Opera mini? Не так давно Opera mini была заблокирована, потом восстановлена, что по большей части прошло незамеченным остальным миром. Но теперь блокирование затронуло и взломанную версию. Это очень подозрительно, но давайте копнем еще глубже.

Из того, что я наблюдаю, активность в интернете (в туркменнете и за его пределами) и количество просмотров заблокированных страниц выросло, что могло начать беспокоить власти и привело к ограничениям Opera и Google. Тем не менее, власти не могут много чего предпринять против Google, так как он входит в учебный курс по IT в школах, а Gmail (с доступом через смартфоны с Android) очень распространен, особенно среди бизнесменов. Более того, так как вся Туркмения имеет доступ в интернет всего лишь через один IP, обширная блокировка Google будет слишком очевидной, особенно после многократных обещаний президента улучшить интернет. Это уникальная ситуация: имея полный контроль в интернете, даже и низкопробный, сложнее скрыть свои мотивы.
 
Учитывая это, правительство молча позволяло нежелательный доступ к определенному числу заблокированных сайтов, которые полезны для туркменских бизнесменов, особенно через Opera mini, до такой степени, что, как можно предположить, сервис стал жизненно необходимым для (настоящих) национальных интересов. Поэтому, я думаю,  власти не решили, что же делать. Тип запрета зависит от того, какие недостатки и преимущества власть - особенно определенная фракция власти - видит в разрешении или запрете на использование Opera. 

Это при условии, что мы действительно имеем дело с ограничениями, а не просто необычно крупной инфраструктурной проблемой, так как иногда внезапные ограничения второго типа на самом деле вызваны перегрузкой системы. И наоборот, это может быть ограничением первого типа долгосрочного действия, предлогом и средством выполнения  которого служит слабая инфраструктура. (Что могло бы послужить оправданием, если, например, мировое сообщество окажет давление на власть – ведь мы действительно слышим, как правительство ведет переговоры с несколькими иностранными компаниями по улучшению «Алтын Асыр» и TmCell, но чудесным образом результатов пока не видно).

У каждого свое представление о страхе

Что важнее, ограничение интернета - или ощущение ограничения интернета, как в случае инфраструктурных проблем (что не признается властями) - имеет встроенный эффект страха. Как только идет слух о том, что сервис недоступен, люди боятся использовать его вновь, опасаясь преследования.  Естественно, это приветствуется властями, которые не понимают интернет и его ценность, существующую и потенциальную, для развития их страны, так как они волнуются лишь о контроле.

Неудивительно, что появились слухи о том, что популярные социальные форумы Ertir.com и Talyplar.com могут скоро оказаться под прицелом властей. Сегодня никто не исключает возможности того, что популярный социальный ресурс с чатами Mail.ru будет рано или поздно заблокирован в Туркмении. Все чувствуют, как правительство усиливает контроль над туркменнетом разными методами, и даже нынешние проблемы с определенным хакером заставляют всех быть более подозрительными и обеспокоенными.

Тем не менее, как говорится, у каждого свое представление о страхе. Многие туркмены решительно настроены во что бы то ни стало контактировать с внешним миром. Ограничения Opera mini вновь усложнили процесс преодоления правительственных ограничений, что вынуждает туркменов переключаться на другие инструменты и использовать другие навыки (а также хотеть ими пользоваться). Они есть лишь у немногих туркменов в настоящий момент. Тем не менее, количество таких людей медленно растет, и в конце концов, требуется всего лишь несколько человек, что информация продолжала поступать, особенно когда вспоминаешь, насколько низкопробной на  самом деле является цифровая власть правительства. Это медаль с двумя. Именно поэтому я верю, что борьба туркменского интернета не окончена – еще не вечер.