Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские деятели культуры присоединились к политической борьбе

© РИА Новости Владимир Вяткин / Перейти в фотобанкМарат Гельман на церемонии награждения лауреатов IV всероссийского конкурса "Инновация–2008"
Марат Гельман на церемонии награждения лауреатов IV всероссийского конкурса Инновация–2008
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России Владимира Путина деятели культуры занимались искусством, а политику оставляли политикам. Но волна протестов, которая последовала после очерненных обвинениями в фальсификациях парламентских выборов в декабре, вызвала активный всплеск творчества – от пародий на плакат Барака Обамы «Надежда» (Hope) до выступлений и сатирических видео в интернете.

Пермь – В России Владимира Путина деятели культуры занимались искусством, а политику оставляли политикам.
 
Но волна протестов, которая последовала после очерненных обвинениями в фальсификациях парламентских выборов в декабре, вызвала активный всплеск творчества – от пародий на плакат Барака Обамы «Надежда» (Hope) до выступлений и сатирических видео в интернете.

Пока премьер-министр пытается победить на воскресных президентских выборах, российские культурные деятели возвращают себе долго дремавшую роль оппозиции власти - даже люди, не считающие себя творческими работниками, демонстрируют креативный подход.

«Люди теперь из политики делают искусство», - заявил Марат Гельман, директор одного из самых смелых музеев России, музея современного искусства в Перми, которая находится примерно в 1100 километрах от Москвы.

В эпоху гласности при советском лидере Михаиле Горбачеве и начале 90-х годов, сразу после распада Советского Союза, российские художники наслаждались своей новой свободой провоцировать могущественных людей и делать ядовитые комментарии при помощи красок, фотографии и других средств.
 
Но они потеряли напор после того, как Путин стал президентом в 2000 году, отчасти из-за страха перед новым репрессивным климатом, а также частично подвергаясь апатии. Помимо этого, все большая потенциальная экономическая выгода от коммерциализации  ослабила желание самых острых работников культуры обращаться к политике.

Протестные митинги за последние месяцы были охарактеризованы высоким уровнем сатиры в виде плакатов и выступлений.

Разозленные презрительным комментарием Путина, в котором он сравнил символ протестующих – белую ленточку – с презервативами, они не ограничивали своей фантазией на эту тему.

Один из заметных плакатов демонстрировал Путина с презервативом на голове в стиле, в котором женщины в русских деревнях носят платки. Один из протестующих боролся с холодом во время митингов в костюме, напоминающем презерватив.

Другой приехал в костюме танка, что стало сатиричным ответом на показанное по телевидению обещание работника танкостроительного завода о том, что он и его товарищи помогут очистить улицы от протестующих.

В акции, которая больше напоминала крупный перфоманс, десятки тысяч человек построили человеческую цепочку вокруг 16-километрового кольца, которое окружает Москву. Наивная инициатива восхитила культурных деятелей, но также оставила многих с ощущением, что все несколько отошли от политических тем.

«То, что произошло в декабре, было настоящем укором творческому сообществу, потому что искусство перестало быть авангардом», - заявил Гельман. «Общество обогнало работников искусства, так что теперь они пытаются вернуть себе позиции».

Одним из примеров стала выставка «Искусство без комментариев» (No Comment Art), которая прошла в феврале. Ее организатор, живущая в Нью-Йорке Марика Майорова заявила, что идея пришла ей в голову, когда она навещала семью в Москве.

«Конечно я была заинтересована и вдохновлена тем, что начало здесь происходить», - заявила Майорова. «Я поняла, что существует большое поле для исследований о том, что думают деятели искусства о политическом и социальном движении».

Одним из самых заметных объектов выставки стал плакат, вдохновленный плакатом Обамы «Надежда» (Hope), на котором изображалось лицо Путина и надпись «Безнадежность» (Hopeless).

На недавнем  шоу в музее Гельмана представили работу, основанную на изображении русских героев, но переделанную в черную  сатиру.

Изображение основывалось на  известной картине - трех богатырях на лошадях -  но богатырей заменили на женщин с голой грудью по имени «Инно, Нано и Техно», иронизируя по поводу желания президента Дмитрия Медведева превратить Россию в нанотехнологическую державу.

Скорее всего, Путин победит на выборах и вернется на пост, который он занимал с 2000 по 2008 год. Неясно, продолжит ли он терпеть протесты, что он делал в последние месяцы, или оппозиция вновь опустит руки.
 
Творческие протесты настолько глубоко проникли в российское общество, что даже некоторые кажущиеся фривольными личности придумали остроумные способы протеста.

Ксения Собчак, ведущая реалити-шоу, часто носившая звание российской Пэрис Хилтон (Paris Hilton), удивила многих своим вступлением в политическую борьбу с помощью острых сатирических видео в сети.

«Будем реалистами, на дворе не 1937 год», - заявила Собчак после недавнего визита в пермский музей, говоря о периоде массовых политических репрессий, инициированных Иосифом Сталиным.

«Слово «нет» имеет свою цену, но она не настолько велика, чтобы мы сидели и боялись».