С одной стороны было, конечно, ожидаемым, что президентское кресло в России вновь займет Владимир Путин. С другой стороны, наблюдая за жизнью России со стороны, поражает та нахальность, как провели это дело.
Гревший кресло для Путина Дмитрий Медведев и не попытался продолжить пребывание на втором должностном сроке, он послушно освободил его хозяину. В то же время стоит спросить, кто хозяин Путина и кто на деле контролирует положение вещей? В нынешней ситуации, когда конкуренцию ему составляют лишь какой-то престарелый клоун и находящийся на привязи миллиардер, было бы очень трудно не оформить победу, пусть наблюдатели ищут нарушения на избирательных участках сколько хотят. Против Путина протестуют, но нигде не видно, чтобы протестующие смогли бы представить хоть какую-то более или менее реальную альтернативу. К тому же в мире нет ничего неожиданного в возвращении какого-либо старого деятеля, наш Арнольд Рюйтель (бывший председатель Верховного Совета ЭССР и позже президент независимой Эстонии – прим.перевод.) в результате политической комбинации тоже восстал из пепла как птица Феникс.
Если на каждом шагу высмеивать и злорадствовать в связи с происходящим в России, трудно ожидать прорыва отношений с нею, в отличие от скучной северной Финляндии, которая в отличие от нас в каждой ситуации умела превращать отношения с русскими в деньги. Но ясно и то, что если волны протеста в России не утихнут, Путину будет очень трудно управлять этим гигантским государством прежними методами и удерживать его. Для нас есть только принципиальный вопрос – какими будут эти изменения?
На деле нам не стоит свысока смотреть на особенности выборов в России. В отличие от Эстонии, избирателям там, по меньшей мере, формально разрешают оформить итоги президентских выборов. У нас столь важное дело до сих пор не доверяют народу, так как глупая масса может не поддержать решения, принимаемые в задних комнатах. Технологии манипулирования не знают государственных границ. Если в глазах Запада мы по-прежнему задворки России, то, считая себя лучшими из худших, мы зачастую поднимаем сами себя за уши. Лучше было бы не испытывать злорадство, когда у соседа плохо, а держать палец, чтобы там дела пошли лучше.