В крупных российских городах правительственным чиновникам предоставляют право пользоваться автомобилем с сиреной и «мигалкой», чтобы, не обращая внимания на правила движения, пробираться сквозь заторы на дороге. Небольшое, но растущее протестное движение бросает вызов им и их особым привилегиям.
В Москве оппоненты Владимира Путина не прекращают свою борьбу, несмотря на его оглушительную победу на воскресных президентских выборах.
На субботу назначены новые протесты. Для многих рост протестного движения в Москве и других крупных городах стал сюрпризом.
Но есть те, кто считает, что все началось с улицы, с нескольких рассерженных водителей и нескольких пластмассовых синих ведерок.
Для того, чтобы водить машину в Москве, необходимы изрядное терпение и настойчивость. В час пик может понадобиться тридцать минут, чтобы проехать один квартал. Но существует звук, способный сделать печальных водителей еще печальнее - это звук сирены.
Сирены могут означать приближение машины экстренных служб: полиции, пожарных, скорой помощи. Но в Москве они могут значить еще и появление машины правительственного «аппаратчика» - короля дорог с синим проблесковым маячком.
Все должны уйти с его пути.
И самые послушные москвичи уступают дорогу. 32-летний Петр Шкуматов встал на это тяжкий путь два года назад.
У Шкуматова помятый Нисан 2005 года. В апреле 2010 года Шкуматова сбил автомобиль, когда он переходил улицу по пешеходному переходу.
Седан высокопоставленного чиновника с синей «мигалкой» проигнорировал красный свет. Шкуматов не нашел никого достаточно смелого, чтобы дать показания после того, как он пришел в чувство, и стал активистом, вооружившись синим пластмассовым ведерком.
«Все это ради справедливости и правосудия. Мы соблюдаем правила дорожного движения и требуем этого от каждого», - говорит Шкуматов.
Общество Синих Ведерок – группа автовладельцев, сытых по горло кортежами и властью, которую они олицетворяют, демонстрируя презрение к таким как Шкуматов. Как и все, он прикрепил маленькое синее ведерко на крышу своего автомобиля. Общество добивается запрета «мигалок», его члены размещают видео об опасном поведении на дорогах людей в черных лимузинах. Некоторые перестали уступать дорогу при виде «мигалки», хотя, говорит Шкуматов, поначалу он всегда уступал.
«Поначалу у нас были серьезные проблемы с полицией. Но за прошлый год многие полицейские стали поддерживать нас как силу, сражающуюся за справедливость», - говорит Шкуматов.
Для Шкуматова противостояние властям стало почти навязчивой идеей. Он бросил высокооплачиваемую работу в интернет-маркетинге и сейчас посещает заседания суда, чтобы помочь несправедливо обвиненным в нарушении ПДД. Его деятельность ныне распространяется и на сферу политики.
Вот он едет по Москве на своем Нисане, ему звонят из радиостанции с просьбой прокомментировать результаты выборов. Он припарковывается, чтобы поделиться своим мнением.
Общество Синих Ведерок – одно из первых гражданских объединений, и в нем состоит всего около трех тысяч членов. Но Шкуматов говорит, что это начало изменений отношения общества.
«В 2008 году групп, подобных нашей, не существовало. В 2010-м, когда появились «синие ведерки», они были в младенческом возрасте. Но сейчас людей, желающих перемен, сотни и тысячи, если не миллионы. Мы просто стояли у истоков движения, и очевидно, что с годами оно будет только расширяться».
Но во что оно вырастет?
Шкуматов признает, что у него нет представления, что произойдет с протестным движением в ближайшие дни и месяцы в отсутствие официального лидера и партии. А пока, он клянется, что будет изо всех сил стремиться помогать столкнувшимся с несправедливостью.
На прощание он позирует для фото на фоне своего синего ведерка. Вернувшись в машину, он терпеливо ожидает возможности занять свое место в медленном потоке. Может быть, и медленно, зато с намерением добиться перемен.
Как заметил один прохожий, сам факт того, что Общество проявило инициативу, доказывая, что они не просто жалобщики, но люди, делающие что-то ради перемен, сплачивает москвичей.