Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путин 3.0, но на этот раз будет по-другому

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Игра продолжается. С одной стороны, премьер-президент в борьбе за судьбу своего лидерства, с другой стороны, Россия, в борьбе за свое будущее. Оппозиция ведет борьбу за выживание.

Заранее известная победа на президентских выборах в России, более прозрачных, чем предполагалось, но это не обычная карт-бланш. Действующий премьер должен вновь доказать свое лидерство. На кону стоит экономика Москвы. Оппозиция ведет борьбу за выживание.

Первый шаг, который сделал Владимир Путин после избрания президентом, это заявление о пересмотре приговора Михаилу Ходорковскому, бывшему миллиардеру, который в 2000 году не склонил голову перед новым сильным человеком Кремля и в 2003 году закончил в тюрьме, где он находится и по сей день.

Приказ по поводу Ходорковского формально отдал уходящий президент Дмитрий Медведев, который в течение четырех лет грел кресло своего ментора, а заодно и души россиян обещаниями перемен, никогда впоследствии не реализованных. Но этот приказ никогда бы не поступил без согласия премьера, выбранного президентом и вынужденного сразу же выступить совсем не в путинском стиле, а в стиле компромисса, возможного отступления на шаг назад и диалога.

Решение по поводу бывшего нефтяного олигарха, возможно, только первая уступка из тех, на которые Путин готов пойти, чтобы укрепить свое лидерство, ослабленное в ходе протестов на площадях в последние месяцы. Саму площадь вчера мало заботили перемены в деле Ходорковского среди новостей о сотнях арестов и планов продолжить протест, потому что сегодня как никогда «Москва слезам не верит», как гласит заголовок советского фильма, который в 1979 году выиграл премию Оскар. По иронии судьбы этот фильм показали по российскому телевидению в прошлое воскресенье в то время, как Владимир Путин под стенами Кремля казался тронутым перед своими сторонниками, собравшимися, чтобы отпраздновать победу. На следующий день российские блоги пестрели ироническими шутками и скептическими  замечаниями.

В третьем акте царь Владимир должен пойти на гораздо большее число символических жестов в попытке вновь завоевать симпатии страны, потому что на президентских выборах  4 марта прозвучал свисток об официальном начале матча между прошлым и будущим России, который будет разыгрываться на площадях. Главная задача -  выбор экономического пути и проведение новых глубоких социальных и политических реформ, начиная с организации политических партий.

Президентские выборы прошли так, как все и ждали, может быть, даже лучше, как признали в конце концов наблюдатели ОСБЕ. Было заявлено о множестве подтасовок, но никто, кажется, на самом деле не думает, что они повлияли на исход выборов. Подавляющее большинство россиян (почти 64% по предварительным подсчетам) проголосовало за Путина. Кто по убеждению, кто из соображений выгоды, но почти все были убеждены в том, что на данный момент у них нет альтернативного выбора. На данный момент.

В столице Путину отдали предпочтение 47% москвичей. Никелевый олигарх Михаил Прохоров, единственный новый кандидат, молодой, умеренный западник пришел вторым с отличным результатом в 20%. Этот показатель, может быть, является наиболее явным предостережением для следующего президентского мандата, продленного с четырех до шести лет по желанию Путина. Сегодня этот срок кажется очень длинным, полным неизвестностей, рисков, но и возможностей для России.

На кон поставлена не только выживаемость лидера, но возможность реформировать систему и страну, которой, в конце концов, исполнилось недавно всего двадцать лет. Более десятилетия руководство ею было доверено Путину. В этот период слишком велики были пустоты и опасности, оставленные после развала СССР, чтобы обойтись без сильной руки. Это знает премьер и будущий президент, может быть, раздраженный и с трудом признающий, что ветер вдруг неожиданно переменился. Он вновь занимает Кремль с длинным перечнем неотложных дел, которые надо осуществить, может быть, вопреки самому себе. Нельзя сказать наверняка, что это ему удастся, как нельзя утверждать, что это удалось бы другим, стоящим за него, или выступающим против.

Экономика развивается лучше, чем во многих европейских государствах, но скоро судьба может перемениться. В первое десятилетие Путина у власти можно было рассчитывать на 1,7 триллиона долларов, поступавших от продажи нефти-сырца. Сегодня черное золото обеспечивает 17% ВВП и составляет  40% от общего сбора налогов. Даже если цена нефти останется на уровне 100 долларов за баррель, бюджет Москвы может оказаться отрицательным уже в 2014 году, предупреждают аналитики. Если цена упадет до 50 долларов за баррель, то наверняка начнется двухлетняя рецессия, по оценке Международного валютного фонда. И «президентство Путина будет в опасности».

Вдобавок, в преддверии возвращения в Кремль премьер пообещал повышение зарплат и социального обеспечения, на что потребуется почти 120 миллиардов долларов, по подсчетам Сбербанка. В общем, будущее экономики, главной платформы развития, и великие проекты,   задуманные Путиным, могут остаться на бумаге, если он будет продолжать делать ставку только на  экспорт  энергоносителей и не заставит инвесторов поверить, что и в России можно заниматься бизнесом без риска.

Протесты? С большой вероятностью они продолжатся, по крайней мере, до конца лета, как предполагает большая часть российских наблюдателей. Увидим, смогут ли они превратиться во что-то менее эпизодическое, положить начало организованному движению, которое было бы в состоянии стать настоящем игроком на политической арене. Хотя проект реформы по упрощению регистрации новых партий и был воспринят с недоверием, Дума проголосовала за него  в первом чтении. Смогут ли лидеры манифестаций этих недель — Алексей Навальный, Илья Пономарев, Сергей Удальцов - вписаться в организованный контекст?

Парламентская оппозиция практически отсутствует, она приручена, составлена из неудачников-профессионалов, следовательно, пространства для действий предостаточно. Путин постарается сохранить его пустым и упрочить свою позицию. Первый шаг, которого от него ждут, — это сдача в утиль «Единой России», партии большинства, которая стала балластом, жестким каркасом, витриной всех зол  России: коррупции, отрыва от повседневной реальности, в которой живут обычные люди, что вызывает ее неприятие. Достаточно нанести последний удар, и она развалится, но не так легко будет создать новую законную партию, в которую люди поверят, и которой будут доверять.

Легитимность — это слово преследует Путина как кошмар в эти недели. Он борется против дискредитации выборного процесса, действующим лицом которого он сам является, против растущего недоверия к его лидерству и к руководству окружающих  его людей, стоящих у власти, против молодежи, которая кричит и осмеивает его, разрушая имидж неприкасаемого лидера, созданного за десятилетие, когда его роль никто не оспаривал. Конечно, премьер хотел бы вновь занять в мае пост президента в условиях спокойной обстановки на городских площадях, хочет этого оппозиция или нет.
Но прибегать в этот момент к политике жесткого кулака, тем не менее, было бы опасно. Путин надеется, что протест выдохнется из-за усталости, небольших ресурсов и отсутствия организации. Именно поэтому некоторые лидеры протестного движения настаивают на необходимости немедленных и бессрочных действий, чтобы «не снижать уровень мобилизации» и воспрепятствовать властям вновь овладеть ситуацией.

Игра продолжается. С одной стороны, премьер-президент в борьбе за судьбу своего лидерства, с другой стороны, Россия, в борьбе за свое будущее.