Роберт Фицо празднует триумф всей своей жизни. Впервые Словакия будет именно такой, какой он себе ее представляет, точнее он и его партия Smer-SD. И раз он убедил в этом почти каждого второго словака, пришедшего на выборы, это триумф законный и совершенно заслуженный.
В отличие от правых, он предложил единственную политическую альтернативу, в отличие от деморализованных правых, он сумел мобилизовать людей и убедить их, что именно этот выбор 10-го марта имеет для них значение. Поэтому совершенно законно то, что новое правительство составит во второй раз Роберт Фицо, поэтому совершенно понятно и неизбежно, что в первый раз в «посленоябрьской» истории Словакии в ее правительстве будет заседать всего лишь одна партия. Ни в каких других решениях не будет политической логики, никакие другие решения не будут порядочны по отношению к избирателям.
То, что в триумфе Фицо внушает уважение, в то же время и раздражает, и точно не только часть Словакии. Фицо берет на себя абсолютную личную и политическую ответственность за управление государством и государственной казной, что для него кошмарный сон, поэтому он до последней минуты хотел этим управлением с кем-нибудь поделиться. За каждую новую скандальную эмиссию, публичные тендеры и разворовывание государственной земли он уже не сможет принести в жертву какого-нибудь партнера по коалиции. Каждую новую огромную дыру в бюджете он не сможет списывать только на долговой кризис в еврозоне. Из-за каждого очередного (пусть неизбежного) повышения (не)прямых налогов и переизбытка людей в госуправлении он уже не сможет спрятаться за спину Ивана Миклоша (Ivan Mikloš) и за правых.
Проще говоря, избиратели дали Фицо больше власти, как он хотел. Он им пообещал уверенность, которой, однако, у его партии Smer-SD уже на следующих выборах быть не должно. Сегодня печальное зрелище политических теней Владимира Мечиара (Vladimír Mečiar) и Микулаша Дзуринды (Mikuláš Dzurindа) просто этого не допустит.