К сожалению, эта дата из тихого и достойного дня памяти жертв войны, главные мероприятия которого проходят в Лестенском мемориале, превратилась в демонстрацию различных персон и движений в центре Риги у Памятника свободы. По-человечески трагичный характер этого дня почти полностью подавил политический эксгибиционизм. Сами легионеры и их память отодвигаются далеко на второй план. Нельзя не заместить, что организаторы акций 16 марта гордятся латышским легионом, и эту дату, по их мнению, нужно сделать днем почета и подъема национального самосознания. Нет сомнений, что национальное самосознание латышам повышать нужно. Вопрос единственно в том, является ли выбранная дата той, которой нужно гордиться. Не получится ли наоборот – 16 марта станет днем отсутствия национальных героев, когда надо гордиться не увенчанными победами, а лишь теми, кого можно попытаться изобразить героями?
Для того чтобы понять место 16 марта в современной политической архитектуре, всегда надо помнить о глобальном контексте вопроса, и четно ответить на вопрос: за что боролся латышский легион? А именно: что символизирует героизация легиона? Здесь нет речи о том, что думал каждый солдат в отдельности. Речь об официальной доктрине, которая составляла идеологическое обрамление легиона. Как только мы уясним цель существования латышского легиона, станет ясна суть 16 марта и те противоречия, которые затрудняют героизацию легиона.
Убедительно ответить на вопрос – за что боролись солдаты латышского легиона – не легко. Сказать, что они боролись за Гитлера или за победу Германского рейха в войне, означает издевательство над здравым смыслом. Вряд ли среди легионеров была распространена идея рисковать своей жизнью ради Германского рейха и его фюрера. Депутат Сейма Янис Домбрава, и не он единственный, считает, что легионеры боролись за свободу Латвии, и поэтому их нужно поместить в категорию борцов за свободу Латвии. Было бы хорошо. Остается только предпринять следующий шаг – извлечь из архивов Гитлера план о восстановлении независимого латвийского государства после победы Германского рейха в войне и заткнуть им рты тем, кто сомневается в героизации 16 марта. К сожалению, такого плана, который можно было бы выложить на стол, нет. Более того, нельзя также говорить, что немцы обманывали наивных латышей, как-то туманно обещая отдать похищенное Сталиным государство. Ни в одном немецком документе не упоминается даже завуалированная возможность в случае победы Германии восстановить независимость Латвии. И в газете немецкой пропаганды Tēvija, и в журнале Laikmets о восстановлении независимости Латвии нет ни строчки. Так что же повторялось изо дня в день в этих изданиях?
В соответствии с идеологической установкой гитлеровцев немецкая пропаганда трубила, что латышский добровольческий вооруженный легион SS вместе с вермахтом борется против «жидовской плутократии и большевизма». Главный лейтмотив был «против», который по своей логике является деструктивным мотиватором. Нравится это кому-то или нет, но именно та коалиция, против которой в составе армии Гитлера воевал латышский легион, победила в войне и теперь правит парадом в мире. Это историческая реальность. Победители – они, а проигравшие те, кто был вместе с Гитлером. Именно по этой причине люди, которые всегда стремятся примкнуть к сильнейшим, или, как говорится, встать на правильную сторону истории, стараются избегать любых мероприятий 16 марта. В свою очередь, активисты 16 марта демонстрируют миру, что пропагандистские клише газеты Tēvija им идейно близки, и гордятся этими взглядами.
Не будем забывать, что Вторая мировая война была не между гитлеровской Германией и сталинской Россией. Это была война между двумя непримиримыми идеологиями. Война за то, какой путь исторического развития выберет мир. Пойдет ли он по пути авторитаризма или выберет западную демократию с ее принципами свободного рынка. Идеологически Гитлер был несравнимо ближе к Сталину, чем к Черчиллю или Рузвельту. Только по стечению обстоятельств воплощение авторитаризма Сталин оказался в одной коалиции в «плутократами» Черчиллем и Рузвельтом.
Если мы хотим, чтобы Латвию причисляли к европейской цивилизации, то 16 марта в эту мозаику глобальной истории никак не вписывается. Из боев легионеров трудно, если не сказать невозможно, сделать рассказ о геройстве, при помощи которого можно укреплять национальную идентичность или патриотическое самосознание. Для этой цели несравнимо лучше подходят бои за свободу 1919 года, когда мы боролись за свое государство и сумели разбить полчища Бермонта-Авалова. Если мы хотим быть истинными патриотами, то чтить нужно 11 ноября, а 16 марта оставить тем, кого колесница истории затянула в свои беспощадные жернова.
Перевод: Лариса Дереча
* * *
Комментарии читателей NRA
lapa
Это наши герои, люди которых надо чествовать.
ko muldi
Автор статьи или пишет так, чтобы не уволили с работы, или не настоящий латыш. Реальность такова, что среди латышей есть такие, кто не боится продемонстрировать свою позицию (бравирует), никогда не забудет страдания народа и останется верен своим идеалам.
Janka
Дело в том, что борьба против «жидовской плутократии и большевизма» и сегодня актуальна и необходима, и именно поэтому, каждый, кто это делал, делает и будет делать, - герой…