Москва занимает 61 место в рейтинге международных финансовых центров, публикуемом консалтинговой компанией Z/Yen Group. На первом месте – Лондон, за ним идут Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур. Тем не менее, российская столица считается «глобальным рынком с большими перспективами». Именно так охарактеризовал ее старший консультант Z/Yen Group Марк Йендл.
Стратегическая сессия по разработке плана превращения Москвы в международный финансовый центр собрала в эти дни в столице РФ руководителей российских и зарубежных финансовых компаний, представителей государственной власти и экономических экспертов.
В рамках сессии сформированы несколько рабочих групп, каждая из которых будет разрабатывать отдельные направления. Участники сессии обсудят такие вопросы, как правовое регулирование, инфраструктура, внедрение технологических инноваций, стратегический маркетинг международного финансового центра.
Марк Йендл подчеркнул, что самыми сложными моментами, в которых России необходима доработка, являются отсутствие инфраструктуры, «плохой» бизнес-климат, высокий риск ведения бизнеса, визовый барьер и самый высокий уровень коррупции среди сопоставимых стран.
Большинство участников сессии назвали перспективу превращения Москвы в международный финансовый центр к 2020 году «крайне маловероятной». Профессор экономики Шарль Виплош из Высшего института международных исследований в Женеве заявил, что «будет легче построить финансовый центр в Москве, чем избежать кризиса, который может за этим последовать». Тем не менее, многие российские и иностранные бизнесмены и эксперты смотрят на финансовое развитие России с большой долей оптимизма.
Так, Сергей Гуриев, ректор Российской экономической школы, считает, что «в краткосрочной перспективе все нормально».
«Цифры хуже, чем до кризиса, но неплохие, – перечисляет он. – Экономика растет с темпом 4 процента в год. Кризис уровня 2008 года маловероятен, а с меньшими кризисами Россия справится. Уровень безработицы на исторически самом низком уровне. Инфляция на низком уровне в 6%».
Что касается долгосрочных перспектив, главный вопрос заключается в том, сможет ли российская экономика расти с темпом 6 процентов год? Гуриев называет инвестиции и повышение эффективности новыми источниками роста для России.
Одд Пер Брекк, глава постоянного представительства МВФ в России, объяснил корреспонденту Русской службы «Голоса Америки», что развитие экономики России почти исключительно будет зависеть от курса, которое выберет новое правительство.
«Мы все согласны, что у России есть огромный потенциал, – сказал Одд Пер Брекк. – Мы просчитали два самых возможных варианта. Если Россия придерживается прежнего курса, то она не сможет поднять темпы роста экономики выше 4%, по-прежнему будет слишком зависеть от нефтяного рынка и будет крайне уязвима».
Президент компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян так проанализировал существующую ситуацию: «По развитию финансового рынка Россия находится в районе 1980-х годов развития США. В некоторых областях это даже 1950-60-е годы. Ни по размеру, ни по инструментарию, ни по знаниям Россия сейчас не может сравниться с Америкой».
Варданян назвал «секреты успеха» развития: последовательность, прагматизм, открытость обсуждения, уважение к бизнесу, амбициозность и благородность целей, одинаковые для всех правила игры, сохранение и привлечение 5% ярких людей, которые меняют мир.
На кого стоит ориентироваться России?
Многие эксперты соглашаются в том, что России вряд ли удастся быстро или вообще когда-либо достигнуть уровня таких международных финансовых центров, как Лондон, Нью-Йорк или Сингапур. Но России и не нужно на них ориентироваться, считает Эверт Верхаген, урбанист, основатель компании REUSE. По его мнению, России стоит обратить внимание на развитие Бильбао или Белфаста.
Николас Йордан, главный управляющий директор компании UBS в России и СНГ, в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» указал на Дубай и Стамбул.
«Я уверен, что Россия сможет легко достигнуть уровня этих крупных финансовых центров», – кратко заключил он.