Говоря об арабской весне – как и о т.н. арабской зиме - можно быть уверенным в одном: регион от Магриба до Ближнего Востока изменился радикально. Даже если нельзя быть уверенным в том, что именно несут с собой эти изменения. До мирной и свободной демократии арабским обществам, свергнувшим прежних диктаторов, путь еще долог.
Два государства, где пока еще не приходится ожидать радикальных перемен, это Россия и Иран. В обоих государствах правят по-своему недемократичные режимы. В обоих нарастает среди граждан недовольство правящими режимами, но избавление от них кажется чрезвычайно сложным. Иран с помощью жесткого насилия подавил выступления своих граждан за демократию и против сфальсифицированных выборов. Россия в настоящее время меньше использует прямое и массовое насилие, но стремление запугать граждан не исчезло.
О «русской весне» по примеру арабской весны, по мнению многих аналитиков, пока рано говорить. Но демократы считают, что народ так просто с прежней «управляемой демократией» не смирится. Или, что важнее, как отмечает Ирина Рогач: народ больше не испытывает страха перед властителями. А, как известно, страх является одним из важнейших инструментов авторитарных правителей.
Вместо физических силовых методов проще и дешевле использовать силовую и угрожающую риторику. Но и здесь у двух ожидающих свою весну больших держав есть определенные стилистические общие черты. Как президент Ирана Махмуд Ахмадинежад неоднократно клялся стереть Израиль с карты мира, так и риторика нашего большого соседа стала все больше напоминать дни «холодной войны», когда неуверенные правители держали свой народ в авторитарных объятиях.
Насколько серьезно следует воспринимать риторику угроз, проистекающую из апокалиптических видений или из духа больших преступников былых времен? Некоторые признаки говорят, что за запальчивыми речами на самом деле скрывается слабость. Но, чтобы скрыть слабость, предпринимаются, как известно, отчаянные шаги. В то же время развитие государств, еще не дошедших до «весны», таково же, что и обернувшееся неожиданным крахом для арабских диктатур – стабильность, созданная на авторитарности, иллюзорна и не продолжается вечно.
На первом круге президента Путина считали творцом стабильности в России – с интересом ждем, каким окажется второй круг.
Перевод Хейно Сарап