Массовые акции протеста после выборов в Государственную думу России вызвали в Белоруссии особый интерес к российской президентской кампании, ведь, как ни жаль, ее результаты могут иметь прямое отношение к судьбе нашей страны. Несмотря на большие нарушения, в первую очередь широкое использование административного ресурса, возвращение Путина в Кремль оказалось вовсе не триумфальным. Тот факт, что миллиардер и олигарх Михаил Прохоров получил поддержку довольно значительного числа избирателей, показал, что в России постепенно формируется класс людей, который уже не воспринимает как личное оскорбление даже очень большое богатство другого. Это может быть признаком того, что в настроениях российского электората начали назревать тенденции, которые обещают в обозримом будущем изменения в расстановке политических сил.
Тем не менее, Путин был избран. И для анализа последствий этого для Белоруссии следует рассмотреть российскую ситуацию в основных отраслях.
Экономическое измерение
Благодаря высоким ценам на нефть и газ, России удалось относительно безболезненно пройти период острого кризиса, из которого до сих пор никак не выберутся многие из стран Запада. С другой стороны: в целом результаты предыдущей политики, которую на протяжении дюжины лет проводил фактически сам Путин, мягко говоря, не слишком впечатляют - полная зависимость от энергоресурсов, все больший отток капитала, ужасный инвестиционный климат, распад наукоемких отраслей, вымирание мелкого и среднего бизнеса и т.д. К тому же перед новым/старым президентом встает множество других сложных проблем: дефицитный пенсионный фонд, бюджет сводится с трудом, планируются огромные затраты на перевооружение армии. Также в ходе предвыборной кампании населению много чего обещано, и в нынешних обстоятельствах эти обещания придется выполнять.
Положение внутри страны
Как утверждают российские политологи, для современной России характерны правовой произвол, неконтролируемая коррупция и нарастание социального неравенства. В этой связи наиболее критические представители оппозиции предрекают недолгое пребывание новоизбранного президента у власти. Более трезвые аналитики считают, что авторитарный лидер может продержаться пару лет, если ему удастся задобрить недовольное общество какими-то реформами. Высказывается также мнение, что Путин может остаться на шесть лет, но никак не на второй срок, на который он, безусловно, рассчитывал, когда заявлял о возвращении. Например, эксперты Центра стратегических разработок, которые предсказали протесты в России, прогнозируют, что страну ждет «чрезмерно затяжной и неопределенный процесс политической трансформации», что грозит скатыванием в политическую нестабильность. Осложняться это будет новой волной экономического кризиса, не менее тяжелой, чем это было в 2008-2009 гг. Для властей уже в ближайшие месяцы начнутся проблемы гораздо более серьезные, чем массовые протесты в Москве.
Однако маловероятно, что это приведет к демократическим переменам. К сожалению, больше похоже на то, что прав журналист Михаил Берг: «Мы живем в одной стране, но у нас два народа. Крохотная кучка тех, кто думает, кому нужны большая воля и честные выборы, и огромная масса российского обывателя».
В частности нельзя исключать, что может реализоваться некий идеологический проект вроде национал-социалистического, но вряд ли это произойдет в ближайшие годы.
Ситуация во внешней политике
Исходя из посвященной этой теме предвыборной статьи Путина, а также из ряда его высказываний, можно сделать вывод, что Кремль твердо намерен придерживаться той же стратегии, которая доминировала в последнее время. Стержнем ее являются антизападные настроения. Как блестяще показал сопредседатель Московского отделения Партии народной свободы Игорь Харычев, российская власть не имеет ничего общего с «европейскостью» и ждать от нее какого-то движения к цивилизованному миру не стоит. Учитывая известные обстоятельства, Запад, стиснув зубы, признал «победу» Путина, но на самом деле у России фактически не осталось внешнеполитических друзей, кроме Уго Чавеса или Башара аль-Асада, ее международные позиции существенно ослабли.
Устоит ли Белоруссия без поддержки России?
Таким образом, белорусско-российские отношения будут развиваться в зависимости от сложной комбинации всех указанных факторов. Более того, надо иметь в виду, что точно развитие событий предсказать невозможно, поэтому можно использовать только вероятностный подход. То, что Минску от России прежде всего нужна экономическая помощь, общеизвестно. И если у Кремля по тем или иным причинам не останется возможности продолжать финансирование белорусской экономики в прежних масштабах, то партнеру это вряд ли сильно понравится. В таком случае практически неизбежным выглядит очередное обострение двусторонних отношений с восстановлением разного рода войн - энергетических, молочных и в первую очередь - информационных.
Но с учетом обострения обстановки на Ближнем Востоке больше похоже на то, что мировые цены на энергоносители, как минимум, останутся на сегодняшнем уровне, а может, и начнут повышаться. Тогда у Москвы хватит средств, чтобы продолжать поддержку белорусского режима. Внешнеполитическая ситуация, скорее всего, также будет подталкивать Россию к такому поведению. Возможное усиление напряженности с Западом непременно будет способствовать желанию Кремля усилить свою безопасность на этом направлении. Белоруссия здесь - его единственный партнер, поэтому все надежды будут возлагаться на нее, чем официальный Минск с удовольствием воспользуется. Что касается российских внутриполитических обстоятельств, здесь могут столкнуться два противоречия.
С одной стороны, подавляющее большинство российского населения полностью солидарно со своим руководством в стремлении восстановить «великую державу», и первой из «блудных дочерей» вернуть как раз Белоруссию. С другой стороны, как уже отмечалось, этому может помешать нехватка средств, которые придется использовать на внутренние нужды. Единственное, что можно утверждать с уверенностью, так это то, что Владимир Путин постарается ни в коем случае не упустить шанс как можно глубже втянуть нашу страну в геополитическую орбиту России. Именно ради этого и давались различные экономические преференции. Кстати, власти Белоруссии это хорошо понимают и полной уверенности в «братской» поддержке у них нет. Недаром Александр Лукашенко, принимая верительные грамоты иностранных послов, заявил: «Даже если мы останемся в одиночестве, без России, Китая, без других наших друзей, то, поверьте, мы будем стоять насмерть».
Вот только есть большие сомнения, что эти обещания могут быть выполнены, если Москва действительно начнет давление с требованием оплаты по многим счетам.
Перевод: Светлана Тиванова