Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Суд над лидером Сербской радикальной партии Воиславом Шешелем, обвиняемым Гаагским трибуналом в военных преступлениях, совершенных в Хорватии, Боснии и против хорватов Воеводины, начавшийся четыре года назад, завершился, а присяжные удалились на консультации перед вынесением приговора.

Суд над лидером Сербской радикальной партии Воиславом Шешелем, обвиняемым Гаагским трибуналом (МТБЮ) в военных преступлениях, совершенных в Хорватии, Боснии и против хорватов Воеводины, после четырехлетнего процесса закончился во вторник вечером, а присяжные удалились на консультации перед вынесением приговора.

«Я объявляю слушание закрытым. Суд рассмотрит все (доказательства) за закрытыми дверями и объявит о порядке вынесения приговора», сказал председательствующий судья Жан-Клод Антонетти.
Гаагский суд в своем заключительном слове потребовал признать Шешеля виновным и приговорить к 28 годам тюремного заключения за причастность к этническим чисткам в Хорватии, Боснии и Герцеговине и Воеводине.

Читайте также: Воислав Шешель будет голодать, пока не умрет

«Он несет ответственность за страдания десятков тысяч жертв, которые были изгнаны из собственных домов, были убиты, подвергались заточению, пыткам, изнасилованиям, чьи города и села разрушали, следуя его речам и поступкам», сказал, завершая заключительную речь, главный следователь по делу Матиас Маркусен, подчеркнув, что вина Шешеля не подлежит сомнению.

Шешель (1954 года рождения) обвиняется в военных преступлениях, совершенных в период с 1991 по 1993 год. Суд инкриминирует Шешелю, что вместе с другими соучастниками, во главе с бывшим президентом Югославии Слободаном Милошевичем, он пытался создать новое сербское государство на части территории Хорватии, Боснии и Сербии путем преследования населения с «благословления» государства, не гнушаясь убийствами, депортациями, изнасилованиями, грабежами и уничтожением имущества хорватов и мусульман.



Ему было предъявлено обвинение по девяти пунктам за преступления против человечности и нарушения законов войны в Боснии и Хорватии, и отдельно за массовые убийства в Овчаре в Вочине и преследования хорватов из Воеводины.

С идеей о «великой Сербии» с западной границей Вировитица-Карловац-Карлобаг он выступал в публично, и его экстремистская риторика и пламенные речи мобилизовали и побуждали к преследованию хорватов и мусульман не только подчиненных партии вооруженные формирования добровольцев, но и другие сербские силы, заявил Трибунал. Кроме того, он организовал тысячи добровольцев, которые были отправлены в Хорватию и Боснию совершать преступления.

Еще по теме: Бывший командующий югославской армией приговорен к 27 годам тюрьмы

После выступления представителя обвинения Шешель вынес в заключительное слово свой обычный репертуар утверждений, что Гаагский трибунал является анти-сербским плодом заговора западных держав, и что разведка этих стран покушается на его здоровье в тюрьме. Судьям он также выдвинул теорию, согласно которой геноцид в Сребренице подстроила французская и американская разведка, чтобы создать предлог для бомбежки сербов, и что преступление в Овчаре это результатом соглашения Хорватии и ЮНА в целях получения международного признания Хорватии. Заключительное слово он использовал для того, чтобы объяснить судьям, что хорваты это на самом деле сербы-католики, а славонцы - словенцы, он умудрился даже произнести почти весь текст Марсельезы.

Шешель отметил, что нет никаких юридических оснований для его осуждения, в конце заключительного слова к судьям он сказал, что для того, чтобы оправдать ожидания "хозяев трибунала" в его случае должно быть применено пожизненное заключение. После чего он потребовал отмены содержания под стражей и заявил, что из Гааги его путь лежит "напрямую к славе".

На суде над Шешелем, который начался в 2007-ом, выступило 72 свидетеля, доказывающих, что Шешель призывал к преследованиям, этническим чисткам и убийствам. В качестве свидетелей выступили многочисленные жертвы, в том числе пережившие погромы в Овчаре и Вочине, в которых участвовали добровольцы Шешеля. Показания давали также хорваты, изгнанные из городка Хртковци в Воеводине, который после его выступления в парламенте, в Белграде, в апреле 1992 года, когда начались преследования хорватов в Воеводине, и на митинге в Хртковци в мае 1992, на котором был зачитан список хорватов и венгров, которые должны были выселиться. После этого в страхе они начали эмигрировать. Хртковци покинуло около 700 из 1000 хорватов.

Перед судьями выступили свидетели, которые говорили о своем страхе после разжигающих вражду выступлений Шешеля, среди них и директор больницы Вуковара Весна Босанац, которая слушала по радио, как он дает напутствия своим добровольцам.

Читайте также: Хорваты сожгли флаг ЕС после приговора Гаагского суда

Обвинение на суде в качестве доказательств представило ряд его выступлений и снимки (в ​​форме и гражданской одежде) посещений отрядов сербских добровольцев, которые творили бесчинства в Хорватии и Боснии.

На этих записях Шешель объясняет, как он мобилизовал добровольцев Сербской радикальной партии и направлял их, как он говорил, на «сербские земли» в Хорватии и Боснии. Среди выступлений, представленных на суде, были и его выступления 1991 года - от Плитвицкого спича, в котором он заявил, что будет "катать головы" по митингу в Ягодняке, где он утверждал, что это сербская территория, до речи в Скупщине Сербии в конце 91-го, когда он призывал к развертыванию ЮНА на границе "Великой Сербии", расправляясь с хорватами, если необходимо, даже с помощью напалмовых бомб, не взирая на возможные жертвы среди гражданского населения.

Защита границ "Великой Сербии" в Хорватии была более важной "чем страх, что при этом будут случайные жертвы — «кто им виноват - они хотели войны, вот им война», заявил тогда Шешель в сербском парламенте.

В Вуковаре он даже заявил, что «ни один усташ не должен покинуть Вуковар живым», и как указали судьи - его добровольцы «сделали именно то, что сказал Шешель». Доказывая его вину в преступлениях, совершенных в Вуковаре, следователи пригласили в качестве свидетелей добровольцев Шешеля и членов сербских сил, которые описали как добровольцы Сербской радикальной партии участвовали в преступлениях против хорватов, и как Шешель в ходе визита во время битвы за Вуковар подбадривал их и сам стрелял в хорватов.

Читайте также: Правительство требует выдать Хаджича Хорватии


Шешель находится в гаагской тюрьме с 2003 года и с первого дня судебного разбирательства он занимался саботажем в зале суда, а под конец потребовал от суда выплатить ему компенсацию в размере 10 ммиллионов евро за длительное содержание под стражей и другие нарушения его прав. В заключительном обращении к судьям он также заявил, что не сдавался добровольно, а прибыл в Гаагу с целью реализации совместного проекта с королевой Нидерландов, но в аэропорту вместо почетной гвардии и звуков гимна его встретила сотня полицейских.

В последние несколько месяцев у него возникли серьезные проблемы со здоровьем, так что в начале этого года Шешелю установили подкожный дефибриллятор, который помогает регулировать работу сердца.