Что-то пошло не так: Мохаммед Мера погиб во время операции полицейских из отряда RAID, главной задачей которых было взять его живым и передать в руки правосудия. Кроме того, двое бойцов RAID получили ранения во время длившейся несколько минут оживленной перестрелки.
С чисто технической точки зрения эта операция, которая продлилась 32 часа, выглядит как полный провал. Как и ситуация с захватом заложников в детском саду в Нейи в 1993 году, когда обвязанный взрывчаткой террорист был убит сотрудниками RAID. Как нам известно, именно в этот момент между Николя Саркози и полицейскими RAID установились прочные связи.
Еще по теме: Сколько стоит заложник "Норд-Оста"
У специалистов по борьбе с терроризмом возникает немало вопросов: по их словам, речь шла о довольно простой операции, которая состояла в захвате загнанного в угол преступника (пусть он и был хорошо вооружен и настроен предельно решительно). Мера был один и без заложников. То есть, ситуация далека от массового захвата заложников террористической группой в сложных условиях (корабль, театр, гостиница...).
Читайте также: Французы о событиях в Тулузе
Главная ошибка, о которой говорят эксперты, это выбранный метод проникновения в квартиру в 3 часа ночи в среду. Полицейские использовали таран, чтобы выбить входную дверь, однако Мера поставил за ней холодильник, что дало ему время отрыть огонь и отбить первую попытку штурма. «В таких случаях не стоит стучаться в дверь, даже тараном», - уверен один из специалистов. Дело в том, что существуют и другие способы «взлома», в первую очередь взрывчатка. Такой метод (он позволяет разрушить даже стены из армированного бетона) заключается в установке четко выверенных зарядов в нужных местах непосредственно перед штурмом. Это непростой способ... которым в RAID владеют плохо или, во всяком случае, не применяют на практике. По-видимому, его считают слишком военным, подходящим скорее жандармам и коммандос.
Когда бойцы RAID пошли на штурм, им не хватало важнейшего элемента: надежных разведданных. Полицейские на знали, где именно находился Мера в этой квартире площадью в 30 м², и был ли он вообще жив.
Еще по теме: Как французские радикалы попадают в Пакистан?
Еще один вопрос вызывает длительность перестрелки - почти пять минут. Полицейские сделали 300 выстрелов. В то же время залог успеха штурма заключается в его быстроте: в принципе он должен идти не больше минуты. Но тем утром что-то пошло не так. Даже если у укрывшегося в ванной Мера была защита от шума и шлем, полицейские могли использовать светозвуковые гранаты и газ. Кроме того, вызывает удивление и тот факт, что преступник смог выйти из ванной (на самом деле это он напал на полицейских), а затем выпрыгнуть из окна во время штурма. Таким образом, бойцы RAID были вынуждены занять оборону: они потеряли инициативу и оказались в затруднительном положении.
В бесконечно более сложной с тактической точки зрения ситуации (самолет Marignane в 1994 году) перестрелка длилась 15 минут: на борту находились четыре террориста, а десятки пассажиров были взяты в заложники.
Еще по теме: PR-операция была важнее, чем освобождение заложников?
Наконец, нужно обратить внимание на место задержания подозреваемого. «За ним оставили выбор места, то есть пришли в его квартиру. Хотя все знали, что он должен был из нее выйти, и его можно было задержать уже в этот момент», даже если это было связано с другими рисками, полагают эксперты.
Короче говоря, весь небольшой мирок специалистов по борьбе с терроризмом уже кричит о своем недовольстве.