МУРМАНСК – Знания языка, социальных наук и основ предпринимательства необходимы для успешной карьеры на севере, считают ученики российско-норвежского класса в гимназии №1.
Юлия Пьянченкова (17) и Эйрик Муфосс (19) - двое из пятнадцати учеников российско-норвежского класса. «Учеба в этом классе здесь, в Мурманске, дает мне уникальные стратегические возможности», - говорит Эйрик, который приехал в Мурманск из Тромсё (Северная Норвегия). Проведённый в Мурманске год, уверен он, обеспечит ему в будущем преимущество на северном рынке труда.
Российско-норвежская школа - совместный проект губернии Трумс и Мурманской области.
Многие из класса, уверена Юлия, которая хочет изучать в Норвегии информационные технологии и предпринимательство, в будущем смогут найти дорогу в норвежские компании, работающие в России. В этом году в классе десять учеников из России и пять из Норвегии.
Смешанный класс, открывшийся четыре года назад, ведет норвежская губерния Трумс. «Эти учащиеся будут играть серьезную роль в норвежско-российском сотрудничестве, особенно здесь, на севере», - говорит куратор вопросов образования в губернии Трумс Кент Гудмундсен, на этой неделе побывавший в школе вместе с делегацией Постоянного комитета по образованию, науке и церковным делам норвежского парламента.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Приехав в Мурманск, депутаты парламента могут лично убедиться в важности совместных образовательных проектов между Норвегией и Россией», - подчеркнул Кент Гудмундсен, выразив также надежду на расширение финансирования проекта и на общее улучшение условий для российских студентов, желающих учиться в Норвегии. Все, кто приезжают в Норвегию на учебу, должны предоставить экономические гарантии, что россияне могут сделать не всегда. Сегодня губерния Трумс предоставляет такие гарантии учащимся мурманского класса, которые продолжают обучение в школе Кунгсбаккен (Тромсё), выступающей партнером по проекту.
На встрече в классе депутат Стортинга Элисабет Аспакер заверила, что направит предложение обеспечить норвежско-российский класс финансированием из норвежского госбюджета. «Это очень хороший и характерный результат Баренцева сотрудничества и норвежской стратегии по Крайнему Северу», - сказала она.
Директор школы Бьярне Берг уверен, что учащиеся с севера России обладают рядом ценных качеств, которые востребованы в Норвегии и которые не так часто встречаются в других европейских странах. «У них высокий уровень знаний научных предметов, есть опыт работы в арктическом климате. В России легче найти хороших инженеров, желающих поехать в Норвегию, чем в Испании или Италии», - отметил он.
Недостаток квалифицированной рабочей силы является одной из главных проблем, встающих перед компаниями на севере Норвегии, переживающем экономический бум. Совместное промышленное развитие и сотрудничество между людьми из России и Норвегии заметно активизируется последние несколько лет. Региональные и центральные власти обеих стран делают акцент на расширении северного сотрудничества.