Штутгарт – Ключевая фигура в русской афере остается труднодоступной. Нет, сообщает через посредников Андрей Быков, по поводу правового спора с компанией EnBW он не будет высказываться в средствах массовой информации. Но после этого, тем не менее, его адвокаты в Карлсруэ передали газете Stuttgarter Zeitung заявление. Вот его содержание: только на первый взгляд речь идет о тех 120 миллионах евро, которые энергетический концерн из Карлсруэ требует вернуть две швейцарские фирмы, принадлежащие этому русскому лоббисту. В заявлении также говорится об имеющихся документах, из которых следует, что «EnBW в прошедшие годы совершил ошибки, причинившие этому концерну значительно больший вред». А фирмы Быкова в данном случае «выступают в роли козлов отпущения и используются для того, чтобы руководство EnBW смогло скрыть свои собственные просчеты». Как только концерн сможет преодолеть «значительные сложности в области управления», Быков с удовольствием будет готов продолжить многолетнее «великолепное сотрудничество», подчеркивается в заявлении.
Однако его бывшие партнеры весьма далеки от подобной позиции. В рамках трех арбитражных производств концерн EnBW пытается получить назад свои миллионы от этого колоритного бизнесмена. Основание: эти деньги якобы были направлены в ядерно-техническую область и не принесли никакого дохода. Речь идет о поставках топливных урановых стержней, о мониторинге за ядерными материалами, а также о демонтаже атомной электростанции в Обригхайме. Это не так, отвечает Быков в поданном в земельный суд в Карлсруэ встречном гражданском иске. Он утверждает, что ему заплатили за лоббистскую работу в Москве и это «абсолютно нормально для рынка». Через обе швейцарские фирмы – Eurepa Swisse и Pro Life Systems - концерн EnBW уже давно пытался получить доступ к российскому природному газу. Все это можно подтвердить с помощью «великолепно подобранной документации».
Читайте также: Нарушение равновесия в газовой войне
Клаассен поддерживает версию EnBW
Таким образом в данном случае слово выступает против слова, и на первый взгляд мало что говорит в пользу версии Быкова. Почему, если он так уверен в собственной правоте, до сегодняшнего дня остается в силе иск о неуплате судебных издержек? Потому что он всего лишь «тактически мотивирован», - говорят представители EnBW. Бывший глава концерна Утц Клаасен (Utz Claasen), на время работы которого в этом качестве с 2005 по 2008 год и приходятся заключенные договоры, также поддерживает версию концерна из Карлсруэ. Хотя он и знаком с Быковым, но ему ничего не известно о договорах с ним и он никогда не добивался получения доступа к российскому природному газу, утверждает его адвокат. И, по мнению Клаасена, не существовало соответствующего решения правления концерна, и сам он не отвечал в нем ни за газ, ни за деятельность за границей. Что касается фиктивных сделок, о которых говорит Быков, то он, Клаасен, не имеет к ним совершенно никакого отношения.
И тем не менее многочисленные странные обстоятельства и противоречия вокруг концерна EnBW указывают на то, что на столе пока еще далеко не вся правда. Еще предшественник Клаасена Герхард Голль (Gerhard Goll) пытался в 2002 году с помощью Быкова получить доступ к российскому природному газу по выгодной цене, и этот русский лоббист якобы получил тогда за свою работу 10 или 11 миллионов евро. Действующий глава концерна Ханс-Петер Виллис (Hans-Peter Villis) в начале своей работы предпринял еще одну попытку подобного рода, что он недавно подтвердил в беседе с журналистами. Спустя несколько месяцев он прервал эти попытки, поскольку инвестиционные возможности компании EnBW якобы были исчерпаны. И почему-то именно Клаасен, имевший лучшие связи в России среди этих своих коллег, повернулся спиной к этой центральной для газовой сделки гигантской стране. Трудно себе это представить. Его разрабатывавшийся в условиях высочайшей секретности проект, над которым работала очень небольшая команда, находился под угрозой провала, утверждают инсайдеры, хорошо знающие ситуацию в концерне. Но ему самому об этом якобы ничего не известно.
Также по теме: Битва за газовые рынки
Почему миллионы были выплачены вперед?
Странным представляется и то, почему в продолжавшемся много лет нормальном сотрудничестве с Быковым в ядерно-технической области неожиданно возникли проблемы. И почему вообще были выплачены деньги, хотя еще не было оказано никаких услуг? Почему через Швейцарию, что уже похоже на попытку утаивания, и почему по крайней мере частично – вопреки обычной практике – с помощью чека? Какое это имеет отношению к якобы имевшему место кредиту, предоставленному фирме Быкова? Почему высокопоставленные сотрудники концерна EnBW заседали в руководящих органах других швейцарских предприятий этого русского? На эти вопросы представители EnBW пока не дали ответов, ссылаясь на проходящее расследование.
Многое мог бы прояснить руководитель технического управления Йозеф Циммер (Josef Zimmer), который из-за русской аферы был частично отстранен от дел, но в начале года его полномочия были вновь восстановлены. Однако Циммер отказывается общаться со средствами массовой информации. Во время своих контактов с партнерами из области политики и экономики этот считающийся прямолинейным менеджер в атомной области постоянно давал понять, что им пожертвовали как пешкой. Лично Циммер никогда не отрицал правдоподобно звучащие высказывания о том, что он в случае необходимости может рассказать об истинной подоплеке этой истории и что он поставил свою подпись по указанию третьего лица, утверждавшего, что «все проверено». Однако сам концерн все это отрицает. Высказанный Циммером тезис о том, что он в этих сделках был всего лишь «подручным», отвергли и сами члены правления. По их мнению, в то время он был главой ядерного подразделения концерна EnBW, то есть он был ответственным руководителем.
Читайте также: Европейский суд постановил, что Россия нарушила права ЮКОСа
Глава технического управления знает слишком много
Формально все это соответствует действительности. Поэтому концерн EnBW выдвигает обвинения против него и трех его коллег – бывшего руководителя технического управления Томаса Харткопфа (Thomas Hartkopf), а также менеджеров по ядерным вопросам Вольфганга Хени (Wolfgang Heni) и Конрада Шауэра (Ronrad Schauer). И в данном случае речь также идет о двузначных миллионных суммах. Несмотря на это Циммер вновь был назначен главой технического управления, и это сразу же вызвало вопрос – а не слишком ли много он знает? Странным кажется также и то, что он был отстранен только для проформы, но сохранил все свои обязанности. Не исключено, что слишком много знает и его ушедший на пенсию коллега Хени, который на протяжении десятилетий своей работы в EnBW, а также еще до образования самого концерна поддерживал контакты с российскими коллегами. От него концерн из Карлсруэ требует возвращения самой большой суммы – 90 миллионов евро. Эни, который также хранит молчание, и был, судя по всему, тем менеджером, который, по данным инсайдеров, в ходе внутреннего разбирательства поначалу совершенно добровольно рассказал обо всем адвокатам концерна EnBW. Позднее ему якобы намекнули, что лучше придерживаться другой, официальной версии, что устроит всех замешанных в этом деле лиц. После этого Эни отказался от своих первоначальных слов и исправил свои показания. Концерн EnBW никак не прокомментировал эти события и отверг тезис о наличии неофициальной версии «как вызывающий много возражений».
Даже в земельном правительстве, состоявшем из представителей партий ХДС и СвДП, говорили о том, что концерн EnBW намерен раскрутить в России «очень большое дело». Речь якобы идет о сделке с двузначными цифрами в миллиардах – так говорили в кабинете Штефана Маппуса (Stefan Mappus). Но все это возможно только в том случае, если французы не будут крупными акционерами. Тогда речь шла не о природном газе, а о крупномасштабном сотрудничестве в области демонтажа и строительства атомных электростанций вместе с еще одним сильным партнером. Судя по всему, имелся в виду концерн Siemens, контакт с которым уже давно поддерживал Быков. Но вместе с отказом мюнхенского концерна от участия в атомном бизнесе, все эти мечты лопнули.
Также по теме: Энергетическая война - почему важно не уступать европейские газопроводы
Дело о коррупции - как в концерне Siemens?
Сегодня внутри EnBW вновь говорят о концерне Siemens, хотя и в совершенно другом контексте. Возможно речь идет о коррупционном деле вроде того, в котором был замешан мюнхенский концерн. При этом ссылки делаются на высокопоставленных чиновников. Член партии «зеленых» и министр Зильке Кребс (Silke Krebs) даже подтвердила в беседе с журналистами, что в наблюдательным совете обсуждался вопрос о коррупции. Большего она не могла сказать и сослалась на данное ей обещание хранить молчание. Даже внутри компании Oberschwäbischen Elektrizitätswerke (OEW), второго по величине акционера, получили хождение неприятные подозрения. В этой компании, а также в самом концерне давно говорят о «бомбе», способной взорваться в том случае, если это дело станет достоянием общественности. Однако адвокаты Быкова не видят «совершенно никаких признаков коррупции».
Как считают в концерне EnBW, предстоит еще прояснить «существенные вопросы» в том случае, если по первому делу в арбитражном суде будет принято решение, и это может произойти уже совсем скоро. Еще больше света может пролить прокуратура, которая после заявлений о «сомнительном деле» стала проводить свое собственное расследование. По данным одного из сотрудников прокуратуры, до Пасхи не будет принято решение о заведении формального дела – слишком сложным оно представляется. В настоящее время проводится избирательное изучение материалов «на предмет наличия вопросов, связанных с налогами». Что касается возможной коррупции и злоупотреблений полномочиями, то эти вопросы могут быть изучены позднее. Только тогда, когда будут обнаружены обстоятельства, имеющие отношение к уголовному праву, будет рассмотрен вопрос о том, кто и на каком предприятии может нести за это ответственность.
Что касается коммуникации внутри судебной системы, а также с концерном EnBW, то тут не все обстоит благополучно. Сразу же после публикации первой статьи в газете Stuttgarter Zeitung и проведения предварительного расследования концерн EnBW по «собственной инициативе обратился в прокуратуру города Карлсруэ». «Естественно, было предложено изложить все обстоятельства этого дела», - говорится в заявлении концерна EnBW. Однако в отделе по экономическим преступлениям в Мангейме, которое и занимается теперь этим вопросом, ничего об этом не известно. Мы «ничего не знаем» об этом предложении, заявил недавно его официальный представитель. По его словам, беседа с сотрудниками концерна EnBW пока еще не проводилась.