Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Московские отклики

Даже прогрессивной части российского общества трудно отказаться от догм советского времени

© Радиостанция «Эхо Москвы»Скриншот сайта радиостанции "Эхо Москвы"
Скриншот сайта радиостанции Эхо Москвы
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Радиостанция «Эхо Москвы» среди других российских СМИ выделяется, если можно так сказать, либерально-западной позицией, и большинство тех, у кого она берет интервью, выразители именно таких взглядов. В их высказываниях доминирует критика и советского режима, и унаследовавшей многие его недостатки системы Путина.

Радиостанция «Эхо Москвы» среди других российских СМИ выделяется, если можно так сказать, либерально-западной позицией, и большинство тех, у кого она берет интервью, выразители именно таких взглядов. В их высказываниях доминирует критика и советского режима, и унаследовавшей многие его недостатки системы Путина. Обосновано можно было бы ожидать, что эти люди с большим пониманием будут относиться к истории стран Балтии и откажутся от советских идеологических штампов. К сожалению, это не всегда так, и даже прогрессивной части российского общества трудно отказаться от царящих догм.

Такое впечатление сложилось после интервью «Эха Москвы» с писателем Михаилом Веллером и журналистом Николаем Сванидзе, у обоих попросили высказать мнение о событиях 16 марта в Риге и реакции Москвы на них. Первой реакцией как у одного, так и другого было осуждение Латвии, правда, больше на уровне эмоций и без объяснений, чем именно они недовольны. (Может быть, обоим господам хотелось бы, чтобы памятное шествие легионеров 16 марта разогнала полиция, как в России это происходит с митингами оппозиции, и что у публики «Эха Москвы» вызывает большое возмущение?). «Марш Waffen SS – это ужасно. Каким бы ни было отношение к Советскому Союзу,  марш эсэсовцев и лояльное отношение власти к нему, по-моему, не имеют оправданий», - сказал Сванидзе, сразу же для равновесия пояснив, что он в целом понимает боль латышей и даже готов согласиться, что советскую оккупацию можно сравнить с нацистской оккупацией.

Еще большее лавирование получилось у Веллера, который, прежде всего, успел выступить со сталинистским предложением устроить у посольства Латвии в Москве «парад тех наших ветеранов, которые в 1940 году вошли в Латвию и объявили социалистическую революцию», и призвал российских дипломатов возобновить международное давление на Латвию, но через некоторое время уже отругал Россию, что она не имеет права учить другие государства, потому что сама скрывает свою историю. «Я начинаю думать, какую «любовь» к себе в Латвии вызвала советская и русская власть, если там ветеранов легиона по-прежнему чествуют, как борцов за независимость (…) Мы не смогли сделать так, чтобы нас уважали, любили, ценили и прислушивались. Только кулаком грозить умеем, пока он у нас есть». Вот, наконец, писатель понял, но как тяжело это у него получилось. Чуть ли не пришлось внутренне переломить себя в прямом эфире. И повторю – речь о представителе прогрессивной интеллигенции, который хорошо знает историческую ситуацию в странах Балтии (Веллер много лет прожил в Эстонии), а чего же тогда ожидать от других?

Проще всего – взять старую пластинку из запыленного шкафа и проиграть ее. Как это только что сделал посол России Александр Вешняков. Он настаивает, что предоставление особого статуса легионерам следует расценивать, как неонацистские действия. Можно только порекомендовать послу посмотреть в какой-либо доступной ему энциклопедии термин «неонацизм» и попросить объяснить, где именно он видит его в Латвии. Вот в России проявлений неонацизма в соответствии со всеми стандартами и даже символикой можно найти сколько угодно.

В интервью журналу Ir директор Бюро по защите Конституции Янис Кажоциньш назвал четыре направления российской пропаганды: «Во-первых, указывать на Латвию, как на не удавшееся государство, которое за 20 лет ничего хорошего не совершило, и выход из СССР был колоссальной ошибкой. Во-вторых, что в Латвии происходит последовательная дискриминация меньшинств. В-третьих, – что Латвия пытается переписать историю Второй мировой войны. И, в-четвертых, – что в Латвии возрождается нацизм, и мы героизируем сторонников Гитлера». Очень хорошо, что знаем, чем нас травят, но стоило бы подумать и о противоядии.

* * *

Комментарии читателей


vilis
Хорошая статья. Я с удовольствием слушаю «Эхо Москвы». Слушал и обоих этих мужчин по упомянутой теме. Я толерантен. Им все же надо руководствоваться принципом: отдай богу богово, а кесарю – кесарево. Между прочим, Веллеру приходится бороться за гражданство России, он и так много себе позволяет. Очень колоритные и по-своему интересные личности, в особенности Веллер.

ērce
«у обоих попросили высказать мнение о событиях 16 марта в Риге»
Кто их просил «высказываться» и еще важнее – зачем нам об этом знать? То, что большинство русских шовинисты и империалисты, это нам хорошо известно. Умнее было бы закрыться от русского информационного пространства, в котором русские нацисты доминируют, и во всех сферах сократить контакты с этим государством. По меньшей мере, до тех пор, пока там правят такие типы, как Путин. Это будет способствовать т.н. интеграции общества в Латвии. Похоже, многие в Латвии еще не решили, в каком направлении ориентироваться – на Восток или на Запад. Если Латвия как латышское государство хочет существовать, то мне кажется, что этот выбор очевиден.

Перевод: Лариса Дереча