Слухи уже давно носились в воздухе. Не один авторитетный источник, близкий к секретам сербской политики, сообщал о возможной досрочной отставке. «Возможно, это способ экономии денег налогоплательщиков», - таково было почти официальное объяснение, чтобы прощупать почву. Когда 4 апреля Борис Тадич, президент Сербии официально сдал свой мандат, сообщив о досрочных президентских выборах, новость не удивила никого их старых лисов балканской политики.
Отставка в преддверии нового представления своей кандидатуры. «Я с полным оптимизмом выставляю свою кандидатуру на президентских выборах, чтобы благоприятствовать позитивному развитию нашей страны», -сказал Тадич журналистам, объявляя о собственной отставке. «Выборы будут трудными, но в то же время они дадут гражданам возможность выбрать ту дорогу, по которой они намерены следовать. Я предлагаю путь европейской интеграции и сохранение территориальной целостности нашей страны», - добавил президент.
Линия на европейскую интеграцию. Кажется, именно намерение использовать некоторое увеличение консенсуса вслед за присвоением Сербии статуса страны-кандидата на вступление в ЕС подвигло Тадича на попытку добиться поста президента шестого мая. В этот день сербы должны будут выбрать не только своих представителей в национальные и местные органы власти, но и собственного президента.
Читайте также: Президент Сербии Борис Тадич уходит в отставку
Противостояние с националистами. Эта попытка Тадича и его Демократической партии, которая провозглашает своей целью членство в объединенной Европе, связана с желанием ускорить на несколько месяцев схватку с националистами Томислава Николича, которые в последний год добились существенной поддержки населения в ущерб Тадичу и его партии.
Националисты, которые все больше сближаются с Москвой, а не с Брюсселем, смогли использовать ситуацию экономического кризиса вкупе с жертвами, на которые пришлось пойти правительству Тадича,чтобы войти в Европу, для достижения политического консенсуса. Их пропаганда дала свои плоды.
Уровень безработицы достиг 26%. Рост валового национального продукта на душу населения уже много лет парализован и не достигает и трети от среднеевропейского уровня, инфляция продолжает расти, а уровень безработицы достиг 26%. Все это способствовало пропаганде Николича, который предположил, что, возможно, Сербия, стремясь в ЕС, выбрала не самый лучший путь.
Недоверие по отношению к ЕС. Кризис государственного долга, который поразил немало стран Евросоюза, и жертвы, навязанные тройкой ЕС Греции, на которые она должна была пойти, чтобы не оказаться за дверьми, не только привели к сокращению торгового обмена с балканскими странами, но возбудили в сербах еще большее недоверие по отношению к Европе.
Хотя процент сербских граждан, выступающих за вступление в Евросоюз, вырос за последний год по данным правительственной комиссии за европейскую интеграцию, только 51% сербов сегодня сказал бы «да» Брюсселю.
Непримиримость ЕС и Германии. На охлаждение стремления сербов войти в Европу повлияла непримиримость ЕС и, в частности, Германии в вопросе признания Косово. Аресты Радована Караджича, Ратко Младича и Горана Хаджича, которых требовал и добился Брюссель, претендующий на то,чтобы их судил Международный Гаагский трибунал за преступления, совершенные в Югославиии, были отрицательно восприняты большинством сербов.
Также по теме: Косово, коррупция, администрация
Признание Косово: конкретное препятствие
Согласно опросу, проведенному Европейским агенством по безопасности и сотрудничеству, Младич и Караджич, по мнению 50% сербов, являются не военными преступниками, а национальными героями. Намерение Тадича удовлетворить требования ЕС не добавили поддержки теперь бывшему президенту, который прекрасно знает, что многое поставлено на карту в вопросе о Косово. Может быть, именно поэтому, когда он сообщал о своей отставке, он поспешил заявить: «Я уверен, что будущее Сербии в ЕС, но она никогда не признает независимость Косово».
Выборы в оспариваемых провинциях. Уже несколько недель тому назад Тадич должен был уступить националистическим настроениям, он объявив выборы в четырех оспариваемых Косово провинциях. Эти результаты референдума не признал ни президент Косово Таси, ни сербский президент Тадич, ни Евросоюз.
Угрозы со стороны формирования ANA. Уходящий в отставку президент пригрозил военными мерами в городах, оспариваемых Сербией, в день выборов, несмотря на ворчание Брюсселя, протесты в Косово и угрозы ANA, полувоенной организации, которая борется за объединение Косово и Албании. Это формирование было включено США в черный список террористических организаций. Для всегда осторожного Тадича это был отважный, но вынужденный шаг, чтобы избежать весьма возможного поражения на выборах.
Досрочные выборы. Сейчас глава государства пытается использовать консенсус, достигнутый в результате этого решения, объявив о досрочных выборах. Почти наверняка президентское кресло попытается у него вырвать националист Томислав Николич, лидер Сербской прогрессивной партии, хотя он еще и не объявил официально о том, что выставляет свою кандидатутру на выборах. Определенную поддержку может завоевать и Ивица Дачич, председатель Социалистической партии Сербии, считающийся сильным человеком в правящей коалиции Сербии.
Уровень поддержки составляет примерно 40,9%. Потом могут возникнуть и другие кандидаты, но никто из них не составит серьезной конкуренции Тадичу. Его прямой соперник — Николич. Согласно последним опросам, на стороне Тадича примерно 40,9% избирателей, он примерно на 7 с лишним пунктов опережает Николича, имеющего 33,4% сторонников. Однако он не сможет победить в первом туре. Результаты второго тура во многом будут зависеть от того, как поведут себя социалисты Ивицы Давича и их избиратели.