Требующие привычки гастрономические продукты, мусор на улицах и арктические температуры. Город Улан-Удэ, расположенный в юго-восточной части Сибири, завоевывает сердца иностранных посетителей только со второго взгляда. Тот, кто способен переносить холод, может здесь сделать неожиданные и увлекательные открытия.
В Международный женский день, который в России считается праздником, над Улан-Удэ светит яркое мартовское солнце. Температуры еще утром устремились к отметки минус 15 градусов. По сибирским меркам, это можно уже считать приходом весны.
На центральной улице перед зданием городского совета, находящейся в конце пешеходной зоны и названной без особой фантазии просто улицей Ленина, расположились участники аттракциона. Пони ходят по кругу и катают на своих спинах маленьких девочек в пестрых как фантики анораках, вокруг расхаживают огромные плюшевые фигуры и продают воздушные шарики, а также сахарную вату. Из громкоговорителя разносятся русские напевы, а рядом пиццерия пытается завлечь клиентов голосом, который сразу же привлекает внимание.
Городская молодежь рада приехавшим иностранным гостям, и ее представители приветствуют нас попеременно фразами «Привет, американцы» и «Добрый день, немцы». Недостаток знаний других иностранных слов не мешает молодым людям поздравить нас с Международным женским днем. Кроме того, они произносят какие-то монологи, в которых можно различить слова «Байкал», «красиво», а также «Гитлер капут, Сталин капут».
Улан-Удэ является столицей входящей в состав России республики Бурятии, и расположен этот город у подножья сибирских горных хребтов. Сухое перечисление обретает смысл, если воспринимать этот город целиком, всеми органами чувств, так сказать. Столичного лоска здесь не так много. Что касается запахов, то он за пределами улицы Ленина неприятен. Судя по всему, жители улан-Удэ предпочитают избавляться от мусора прямо у обочин улиц.
В этом городе дико холодно
Чувствуется, что в этом городе холодно. Дико холодно, если точнее. В переводе «улан удэ» означает «красная Удэ», и его название указывает на то, что город находится в устье реки Уда, откуда иногда дует пронзительно холодный ветер. Летом, как говорят, оттуда веет прохладный ветерок, однако лето в Улан-Удэ проходит так же быстро, как призрачное счастье.
Но еще речь идет о взгляде, который нужно направить в сторону Москвы. Но увидеть ничего не удается, так как она находится на расстоянии 4400 километров. Или посмотреть на восток, и тогда следует сказать, что в 150 километрах находится озеро Байкал. А еще можно пойти на вокзал, где с часовым интервалом проходят транссибирские поезда, и узнать, куда можно уехать из Улан-Удэ. В Новосибирск, Иркутск и в Красноярск – это в одну сторону. В Якутск и Анадырь – это в другую сторону, и таким образом мы охватили уже почти все города Восточной Сибири.
Для того, чтобы было понятно, что такое Улан-Удэ, надо сказать следующее: в том месте, где транссибирская магистраль пересекает трансмонгольскую железную дорогу, некогда проживала лишь горстка бурят. В 1666 году в Сибирь были направлены казаки для того, чтобы сделать это край цивилизованном и создать там место для зимовки. Говорят, что после этого в Улан-Удэ пришла жизнь, по крайней мере, темпы строительства сильно увеличились. Но все свел на нет городской пожар в 1878 году.
За этим последовал период деревянного строительства, и это продолжалось до тех пор, пока советский империализм в своем эстетическом невежестве не застроил город промышленными постройками и многоквартирными домами казарменного типа. Так что красивым городом Улан-Удэ назвать нельзя, по крайней мере, на первый взгляд. Он, скорее, склоняет тебя к тому, чтобы поскорей убежать туда, где российский урбанистический пейзаж сменяют бесконечные сибирские березовые леса и девственные ландшафты.
Но столь негативная реакция на Улан-Удэ, возможно, связана с тем, что мы приехали туда в рабочий день, да еще к тому же во второй половине дня, когда солнце светит уже не так ярко. В Сибири такие вещи, как интенсивность солнечного излучения и сила ветра, неожиданно начинают играть очень важную роль.
Приезжаешь в этот город и видишь ужасные многоквартирные дома, мусор, превратившийся в серую ледяную массу снег на улицах, из-за чего все скользят и падают. Метаморфозы с Улан-Удэ начинаются на следующий день, и это происходит с помощью его жителей. Буряты явно любят улыбаться. Это большая радость – особенно после того, как ты насмотрелся на множество мрачных лиц.
Возможно, именно смех и является причиной того, что ты начинаешь различать милые и слегка запущенные деревянные дома, красивую резьбу над дверями и окнами, кафе, и даже в самом большом бюсте Ленина, расположенном на высоте пяти метров, обнаруживаешь нечто лукавое и азиатское.
И женщины здесь красивые. Несмотря на холод, они демонстрируют свои длинные ноги в нейлоновых чулках, носят мини-юбки, а сверху - меха, и делают они это с такой элегантностью, что жизнь в Улан-Удэ начинает казаться довольно привлекательной, если только тебе позволят носить такие шубы. Или ходить в такой обуви, с помощью которой женщины блестяще справляются с обледеневшими мостовыми. Речь идет о десятисантиметровых шпильках с шипами, позволяющих сохранять вертикальное положение. Непривычные к сибирским зимам дамы уже давно бы потеряли равновесие, не говоря уже о том, что их ноги в сапогах выше колена, но без меха, закоченели бы очень быстро.
Радостное пение и художественная академия
Завистливые и восторженные взгляды, которые бросаешь в сторону местных женщин, не остаются без внимания. В ответном взгляде читается смесь удивления и насмешки над неловкостью иностранок в толстых пуховиках и грубых сапогах, что делает их больше похожими на «телепузиков», чем на представителей женского пола. Покоренный дружелюбием жителей, начинаешь смотреть на Улан-Удэ уже другими глазами.
Если поначалу ты только смеялся над тем, что здесь есть музей природы, краеведческий и исторический музеи, то теперь ты начитаешь видеть в этом только привлекательные черты, но внутрь попасть нельзя, поскольку они закрыты в Международный женский день. Вместо этого можно пойти в церковь, находящуюся недалеко от улицы Ленина. С архитектурной точки зрения – ничего особенного, но там смешанный хор исполняет православные песнопения, а Богоматерь так милосердно взирает сверху на посетителей.
Хор поет великолепно, радостно, и, помимо меха, этот церковный хор является еще одной причиной для того, чтобы побывать в Улан-Удэ. Население города составляет 400 тысяч человек, и здесь живут не только казаки и буряты, но еще русские и монголы, и даже китайцы – и даже пара европейцев, а объясняется это тем, что в городе есть работа. В первую очередь на 99-ом, то есть на государственном самолетостроительном заводе, где, помимо прочего, производят Су-25 – боевые штурмовики, которые в 2008 году использовались в войне против Грузии. Три такие машины грузины сбили, и косвенным образом они способствовали тому, чтобы в Улан-Удэ была работа.
Кроме того, в Улан-Удэ находится государственная Восточно-Сибирская академия культуры и искусств, а также еще некоторые институты и академии. Этим объясняется тот факт, что в Улан-Удэ много молодых людей, которые, к тому же, выглядят счастливыми. Возможно, Улан-Удэ и находится вдали от остального мира, а партнерские связи у него только с одним северокорейским городом, тем не менее, связи с Европой здесь очень прочные.
Жительница Улан-Удэ Ирина Пантаева работала моделью у Лагерфельда и у Версаче
А еще в этом городе родился Матвей Бурлаков – русский генерал-полковник и последний командующий группы советских войск в Германии. Бурлаков руководил выводом этих войск. Только по этой причине нужно, чтобы у Улан-Удэ установились партнерские отношения с городом Кенигс-Вустерхаузен или с Теплиц-Шенау.
Более известной, чем Бурлаков (и намного более красивой) следует считать жительницу этого города Ирину Пантаеву, которая в начале 1990-х годов сначала работала моделью у Карла Лагерфельда, а затем у Версаче, Шанель и Вествуд – и вообще она были единственной моделью из Бурятии, получившей такую известность. Наверно, свои навыки работы на подиуме она отрабатывала на обледенелых улицах родного города с шипами в каблуках.
Вместе с тем туристу даже после интенсивного изучения бурятской культуры сложно понять, почему в закусочных типа фаст-фуд в городе подаются вместе пицца, голубцы и пирожные. Эти заведения представляют собой одновременно кафе и рестораны – довольно странное сочетание. Пицца и голубцы там такие же, как и в других городах мира, но как раз пирожные – это нечто особенное. Можно было бы уделить им побольше внимания, если бы не витающие здесь ароматные и острые запахи голубцов и пиццы.
И если кому-то придет в голову накинуть на себя меха и, подпевая в церковном хоре, остаться в Улан-Удэ, то для получения средств к существованию можно было бы открыть здесь кафе – только без пиццы.