Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российские авиаперевозчики хотят захватить белорусский транзит?

© Фото : ArcturusСамолет компании "Белавиа"
Самолет компании Белавиа
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Завершились переговоры о пассажирских авиаперевозках между Белоруссией и Россией. Трем российским авиакомпаниям удалось отстоять право делать пять рейсов ежедневно в Минск, на такую же частоту от конца апреля выйдет и «Белавиа».

Завершились переговоры о пассажирских авиаперевозках между Белоруссией и Россией. Трем российским авиакомпаниям удалось отстоять право делать пять рейсов ежедневно в Минск, на такую же частоту от конца апреля выйдет и «Белавиа». Однако эксперты убеждены: такой плотности полетов двум столицам не нужно, а российская сторона преследует более масштабные цели – сделать из Белоруссии «перевалочную базу» на западном направлении. Кроме того, «Белавиа» сдала позиции перед угрозой потерять возможность полетов в российские регионы, чем в случае неуступчивости Россия пригрозила белорусской стороне.

С третьей попытки белорусские переговорщики согласились с тем, что еще с марта требовала Россия: по пять рейсов в день на маршруте Москва–Минск для каждой из стран. Таким образом, от России на указанной воздушной линии будут работать «Аэрофлот», «ЮТейр» и «Сибирь», от Белоруссии – монополист «Белавиа». Вице-премьер белорусского правительства, глава белорусской делегации Анатолий Калинин, рассказывая журналистам о плодотворности переговоров, уже не упоминал, что еще неделю назад Белоруссия обещала подать судебный иск на «Росавиацию» и уменьшить количество полетов российских компаний до двух в день: «В летний период будем летать с частотой пять на пять. В сентябре в ходе дополнительных консультаций определим подход, который также определяет взаимную выгоду и приоритет на зимние перелеты... Белорусская сторона приобрел в этом году два пассажирских самолета, и планирует в следующем году приобрести как минимум еще три самолета. А к хоккейному чемпионату мира в нашей стране предполагается провести значительное обновление пассажирского парка».

В свою очередь, заместитель министра транспорта России Валерий Окулов выразил удовлетворение, что не только будет расширяться частота полетов между Минском и регионами России, но и на внутренние линии Белоруссии возможен приход российских перевозчиков: «С 27 апреля коллеги из «Белавиа» вводят дополнительную пятую частоту в воздушном сообщении между Минском и Москвой. Полеты из Минска в регионы России также будут развиваться и увеличиваться. И в протоколе мы действительно взяли в качестве домашнего задания необходимость проработать вопрос либерализации воздушного сообщения с целью осуществления полетов, в том числе и на внутренних линиях, как внутри России, так и внутри Белоруссии».

Экономист Сергей Балыкин объясняет настойчивость российских авиаперевозчиков стремлением сделать присутствие на белорусском рынке максимальным: «Белоруссия – очень привлекательное место, чтобы сделать здесь транзитную зону вроде Шеннона в Ирландии. Тот, кто это поймет, получит хорошие дивиденды. К сожалению, у самих белорусов, у белорусских властей не хватает предприимчивости, чтобы за счет своего географического положения создать здесь такую же зону и получать дополнительные средства. А если что-то самим не нужно, то найдутся те, кому это будет интересно. Это ж, как говорится, бизнес, ничего личного».

Между тем руководство авиакомпании «Белавиа» выражает сомнение, что введение дополнительного пятого рейса на маршруте Минск–Москва будет экономически обоснованным и выгодным для белорусского авиаперевозчика. Большинство самолетов и при нынешних четырех рейсах летают с 50-процентной наполняемостью, к чему пускать еще один полупустой борт в «Белавиа» пока не знают.

Сергей Балыкин говорит, что пока авиационные власти вплотную не займутся формированием ценовой политики, полеты для пассажиров по-прежнему будут роскошью: «На самом деле 10 рейсов в день – очень много. В таком случае выиграют авиакомпании, работающие по более низким ценам, которые получают прибыль с оборота, а не от высоких цен. Так что вполне возможно и здесь получить прибыль. Правда, той же компании «Белавиа» придется подумать о ценообразовании, о том, что людям надо дать возможность выбирать – в том числе и о меньшем комфорте по меньшей цене. Тогда пассажиры смогут пользоваться самолетами как автобусами. Что, например, происходит в США. Там за символические деньги бюджетным рейсом можно попасть в любую точку страны».

26 марта «Белавиа» прекратила полеты в Москву после того, как «Росавиация» отозвала разрешение на выполнение ею рейсов по маршруту Минск–Москва. В ответ белорусская сторона отозвала разрешения на полеты у всех российских компаний. После срочных консультаций было выработано временное соглашение о возобновлении полетов до 10 мая. Однако 5 апреля Департамент авиации Министерства транспорта и коммуникаций Белоруссии предупредил россиян, что с 13 апреля они смогут выполнять только четыре рейса в день. Российское транспортное ведомство заявило, что с того же дня для «Белавиа» будут запрещены полеты во все регионы России, кроме Москвы. «Белавиа» заявила о намерении обжаловать такое решение в суде. 9 апреля авиационные отношения возобновились на условиях России.

Перевод: Светлана Тиванова