Предвыборная кампания действующего президента страны госпожи Дали Грибаускайте была построена на тезисах о борьбе с коррупцией. Это импонировало. Если перелистать газеты времен предвыборной борьбы, то можно найти такие цитаты: у Грибаускайте нет конкурентов в борьбе за высший государственный пост. Или: рейтинги Грибаускайте высоки, как никогда. И еще сотню им подобных.
12 января 2012 года исполнилась половина президентской каденции со дня инаугурации 12 июля 2009 года.
Мы все надеялись, что обогащенная политическим опытом Европейского союза, новый президент совершит прорыв в местном политическом болоте. Прошло время. Иллюзии стали рассеиваться.
Советники президента всячески пытаются убедить общество, что страна находится на правильном пути, а борьба с коррупцией идет невиданными темпами и достигла результатов, которые называются более чем ощутимыми. В качестве примеров приводят реформы и инициативы, затеянные своим работодателем. Но что толку в реформах, если они не работают? Практически каждый день убеждает, что борьба с коррупцией носит бумажный характер, а то и вовсе выполняет роль ширмы, за которой умельцы штампуют высокие рейтинги первой леди.
Лето 2012-го
Давайте вспомним, как реагировали лидеры литовских партий на результаты, достигнутые к середине каденции президента.
Консерваторы в лице Юргиса Размы отметили продуктивность в законотворчестве. Особенно в сравнении с предыдущими руководителями государства.
- В работе президента отсутствует театр. Поэтому мы являемся лидерами региона, – не постеснялся полгода назад заявить Юргис Разма.
Роландас Паксас отметил, что присутствуют вещи, которые президенту не совсем удались.
- К таким вещам я бы отнес слишком затянувшийся флирт с правительством, – отметил опальный президент.
Социал-демократ Альгирдас Буткявичюс отметил, что во внутренней политике Грибаускайте порой заменяет правительство.
Лидер либералов Элигиюс Масюлис заявил, что голос президента слышен в обществе. Его поддержал и либерал-центрист Альгис Чапликас.
То есть каждый нашел теплые слова и добрые оценки, которые были приятны первой леди.
И только Виктор Успаских осмелился заявить, что время во власти потеряно госпожой Грибаускайте напрасно. Напомним, что Успаских критиковал госпожу Грибаускайте за ее помощь беспомощному (пусть читатели простят за каламбур!) правительству, ведущему Литву к катастрофе.
Пророчества сбываются
Миф о плодотворной борьбе с коррупцией рушится на глазах. Говорить об успехах на фоне событий вокруг увольнения офицеров СРФП и скандала в каунасском предместье Гарлява по меньшей мере неприлично.
Наверное, впервые общество, которое так верило в президента, не услышало ее голоса и не почувствовало позиции. Вместо этого люди получили возможность под увеличительным стеклом рассмотреть проект под названием «Грибаускайте».
Возьмем судьбу бедной девочки из Гарлявы. Ее судьбу, в конечном итоге, должен решать ставленник президента Генеральный прокурор Дарюс Валис. Валис лично и дважды обязан высокой должностью лидеру государства.
Но что мы видим? Да ничего. Генпрокурор и человек президента не делает ничего в этой ситуации, напоминающей пороховую бочку. Любопытно, это его личная инициатива или распоряжение работодателя?
Еще более странная ситуация творилась вокруг Службы расследования финансовых преступлений и ее руководителей. Конфликт корнями и вовсе уходит во времена национализации банка Snoras, с которым, наверное, разобраться до конца не удастся никому.
Можно говорить, что новый руководитель СРФП, и Генеральный прокурор, и директор Департамента государственной безопасности – это чиновники одного типажа. И все они – люди президента.
Мне довелось беседовать с большим количеством настоящих профессионалов из прокуратуры и спецслужб. Мнение этих авторитетных и незаинтересованных людей оказалось единым: в силу человеческих и профессиональных качеств никому из вышеперечисленной троицы не довелось бы занять тех постов, которые им достались с помощью и милостью президента. То есть, взобравшись на самые верха карьерных лестниц с помощью «лапы», они будут этой «лапе» верны и никогда не пойдут против ее воли. Ожидать от таких чиновников инициатив или самостоятельных решений – все равно, что ожидать восхода солнца в полночь.
Кстати, в Генпрокуратуре, ДГБ и СРФП есть так называемые «серые» кардиналы, которые и правят бал по усмотрению собственному и указаниям свыше.
Дело Палайтиса
Буквально в двух словах хотелось бы затронуть тему непотопляемого министра внутренних дел Раймундаса Палайтиса. В этой истории сам Палайтис и лидер либерал-центристов Альгис Чапликас наглядно показали стране, парламенту и Конституции, кто в доме хозяин. Министр и политик даже не скрывали, что их босс – президент. А ведь на самом деле это не так. Вернее, не должно быть так, поскольку работодателями для либерал-центристов выступает народ.
Перешедная всякие рамки приличия возня вокруг министерского кресла босса трогала мало. Единственное, что внятно прозвучало с площади Дауканто – «министр здесь ни при чем». Но кто тогда «при делах», если разговаривать на бандитском жаргоне?
Виктор Успаских, член Европейского парламента:
- Имея такое моральное доверие людей, можно было не только «что-то сделать». Можно было «сделать очень многое».
Можно говорить, что половина времени на посту президента потрачена нашим лидером впустую.
Главным успехом для президента можно будет считать перевыборы на второй срок.
Люди-инструменты
Сегодня складывается впечатление, что президентура использует людей как некие механизмы. Об этом же первым громко заявил бывший сотрудник ДГБ Витаутас Бражюлис.
Именно Бражюлис вывел изящную формулу, которая характеризует принципы и подходы президента:
- Процесс закончен. Либерал-центристы, всякие палайтисы и чапликасы уже никому не интересны. Они выполнили свою работу и будут забыты. Суть процесса – в деньгах. Если пойдешь за деньгами, можно практически любое предприятие сделать послушным, любого человека или общественную организацию.
Впрочем, Витаутас Бражюлис не оригинален. Это уже давно сказал один руководитель одной империи. Только его формула была еще более изящной – кадры решают все.
Так и в стране: умело расставленные по ключевым местам «кадры» решают все так, как нужно площади Дауканто. Правда, бытует мнение, что президентом манипулируют ловкие советники. Тогда ситуация становится еще более непонятной в смысле позиции, обязанностей и задач первого лица государства.