В т.н. закрытых городах России по-прежнему продолжается менталитет времен Берии: «Стой, стрелять буду!»
Очевидно, в каждом государстве есть места с закрытым доступом. Но закрытые города или ЗАТО – Закрытые административно-территориальные образования, которых в современной России, по меньшей мере, 45, являются настоящим наследием времен тоталитарной власти. В государстве, где действует демократия и гражданские свободы, по прежнему существуют целые города, которые находятся во владении некоторых государственных концернов – Росатома, Роскосмоса или министерства обороны и где свободы 1,3 миллиона жителей серьезно ограничены.
При этом в облике города нет ничего такого, что требовало бы засекречивания, а западные разведки знают о них больше, чем граждане России.
Скандал с послом Эстонии Симму Тииком из-за посещения закрытого города Северодвинска в Архангельской области тем более абсурден, что согласно официальному сайту города статус ЗАТО был снят с него еще в 1992 году.
(Скандал, вызванный посещением без разрешения властей России города Северодвинска послом Эстонии с группой из четверых эстонских дипломатов. При задержании их полицией, посол заявил, что визит был частным и что они ничего не знают о статусе ЗАТО в городе. По его словам, дипломаты приехали в Заполярье «отойти» от московских морозов и посмотреть, как живут местное население. Инцидент произошел 10 февраля, но скандал вспыхнул на минувшей неделе – прим. перевод.).
Раньше там производили атомные подводные лодки, но о возможных ограничениях для посещений город не упоминает.
Но продолжение наличия таких городов, существующих на бумаге или в подсознании людей, является ярким примером, сколь трудно России преодолеть ностальгию по тоталитаризму. В 1940 году согласно личному решению главы НКВД Лаврентия Берии были закрыты целые города, которые больше нельзя было упоминать или заносить на карты, а чтобы попасть в них приходилось преодолевать караульные посты военных. У эстонцев тоже есть свой опыт с окриками «Стой, стрелять буду!» близ военных объектов. И этот установленный Берией порядок существует и поныне, во времена Путина он был вновь ужесточен.
Глупая игра в жмурки
После падения Советской власти абсурд продолжился. Так, в российской системе позиционирования GLONASS запрещено показывать места ЗАТО, в то время как американцы через свою GPS видят их без всяческих ограничений.
На картах до сего дня невозможно найти ЗАТО, есть предположения, что обо всех ЗАТО мир даже не слышал, известны только 45. Есть ряд закрытых городов, которые стремятся забыть о своих путах, рекламируя себя и даже пытаясь завлечь иностранных инвесторов. Самый известный из них, без сомнения принадлежащий Роскосмосу Щелково-14 или Звездный. Или Красноярск-45, то есть Зеленогорск.
Десять ЗАТО по-прежнему находится во владении Росатома, большинство из-за ядерного оружия. Во владении министерства обороны один военный город, восемь городов, где расположены военно-морские базы, 14, где расположены ракетные части, четыре, где были расположены ликвидированные в прошлом году космические войска, два, где занимаются уничтожением химического оружия, два, где находятся прочие вооруженные силы, один в Башкортостане, где планируются секретные сооружения и в одном (Владимир-30 или Радужный) расположен государственный лазерный полигон «Радуга».
Мини-модель Советского Союза
Как написало несколько лет назад норвежское природоохранное общество Беллона, каждое ЗАТО является действующей до сих пор мини-моделью Советского союза. В некоторых из них создана иллюзия об экономическом процветании, в других явно видно налицо прозябание, причем при выборах демократических институтов таких населенных мест словно и не существует.
Мир слышит о них обычно только после того, как уже невозможно больше скрывать произошедшие в некоторых из них экологические катастрофы. Защитникам природы туда ход заказан, не говоря уже о независимых журналистах.
Перевод: Хейно Сарап