Попытки опротестовать результаты выборов мэра в Астрахани, которые должны были придать российской оппозиции новый энтузиазм, вместо этого только подчеркнули слабость и разобщенность оппозиционных сил.
Партия «Справедливая Россия» пообещала, что каждый из ее депутатов отправится в Астрахань, чтобы поддержать Олега Шеина – неудачливого кандидата в астраханские мэры, который уверяет, что у него мошеннически отобрали победу на выборах. Однако в итоге до Астрахани добрались меньше трети депутатов.
Разумеется, «Справедливую Россию» трудно назвать средоточием оппозиции. Хотя в прошлом декабре она была в бюллетенях, никто из лидеров оппозиции ее не поддержал и не принял участия в ее деятельности. В целом, ее всегда считали кремлевским «мальчиком для битья».
Читайте также: Видеозаписи не повлияли на позицию ЦИК по Астрахани
События в Астрахани заставили Washington Post и New York Times подготовить репортажи об этом городе и политических взглядах его жителей. Однако то, что обнаружили журналисты на месте, не могло не разочаровать. Оказалось, что у астраханцев мало доступа к интернету и еще меньше интереса к критике Путина. Их просто не волнуют ни демократия, ни участь Шеина, и прибытие московских знаменитостей вроде Алексея Навального и Ксении Собчак делу не помогло.
На протестные демонстрации, организованные при участии московских активистов, пришло до смешного мало людей, причем многих из них привезли извне — хотя ранее оппозиция осуждала эту практику, когда Путин прибегал к ней в Москве. Путин отозвался о действиях оппозиции издевательски и пренебрежительно, а в Астрахани в поддержку статус-кво прошли намного более многолюдные мероприятия. Вскоре избирательная комиссия перешла в контратаку и обвинила в фальсификациях самого Шеина.
Итак, единственное чего добились организаторы протестов в Астрахани – это напомнили миру о том, насколько сбито с толку, дезорганизовано и разъединено оппозиционное движение. Когда оппозиционные лидеры утверждают, что истощение протестной активности в Москве не имеет значения, так как они будут добиваться реальной политической власти в отдаленных регионах, их заявления отдают фальшью. В регионах у них нет массовой поддержки, зато Путин там очень силен.