Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Белоруссия начала осуществлять контроль автоперевозчиков на границе с Евросоюзом в интересах России. Литовским перевозчикам рекомендуют выбирать другие маршруты и не ездить через Белоруссию в Россию. Чем вызвано новое обострение на границе?

Белоруссия начала осуществлять контроль автоперевозчиков на границе с Евросоюзом в интересах России. Министр транспорта и коммуникаций Литвы Элигиюс Масюлис рекомендует литовским перевозчикам выбирать другие маршруты и не ездить через Белоруссию в Россию. Чем вызвано новое обострение на границе?

По словам заместителя гендиректора Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков Ивана Манкевича, более жесткий контроль на границе введен на основании межправительственного соглашения. Теперь белорусская сторона действует в интересах России, так как Россия сняла контроль на внутренней границе. Причем условия въезда в Белоруссию отличаются от условий въезда на территорию России.

Читайте также: СМИ Белоруссии - Лукашенко не хочет стать вассалом России

«У России несколько иные требования, более жесткие, чем наши. Поэтому, наверное, такой резонанс. Ведь наша страна взяла на себя такие обязательства. Россия смотрит, в какой стране товар еще и изготовлен. Мы на это не смотрим. Мы считаем по месту погрузки, а Россия смотрит еще и по месту производства. Даже если литовец загрузил его в Литве, но в документах видно, что этот товар поступил в Литву из Германии, то Россия не будет считать, что эта перевозка двусторонняя. Она будет считать, что эта перевозка – выезд из третьих стран. И мы относительно России это требование вынуждены предъявлять литовцу или поляку. Хотя если этот груз идет в Белоруссию, мы считали и будем считать, что этот груз идет из Литвы, потому что он погружен в Литве. А Россия так не считает, у нее свои критерии».

Представитель управления внешнеэкономической деятельности Министерства транспорта Белоруссии Сергей Дубина отмечает, что белорусская сторона заинтересована в том, чтобы как можно больше грузов проходило через территорию Белоруссии. Он сомневается, что литовские автоперевозчики поедут в обход Белоруссии.

«Это же не мы придумали такие требования. Это Россия выставляет такие требования. Разрешительная система в рамках Таможенного союза пока существует. И это связано с защитой национального рынка. Они защищают национальных перевозчиков, чтобы приоритетно из третьих стран возили грузы перевозчики России».

Но в такой ситуации получат ли белорусские автоперевозчики больше разрешений от России?



Также по теме: Литва назвала Белоруссию "никакой", Белоруссия Литву - нетактичной

«На данный момент количество разрешений определено, согласовано и на этот год речь не идет об увеличении или уменьшении разрешений в связи с тем, что мы выполняем эти функции. Наша приоритетная задача – вообще избавиться от разрешительной системы, в том числе на выезд из третьих стран. Но сейчас Россия на это не идет и аргументирует это защитой национального рынка».

Если литовские перевозчики перестанут ездить через Белоруссию, то белорусская сторона потеряет определенную часть платы за проезд по дорогам общего пользования, считает Иван Манкевич.

Число разрешений на перевозки товаров из третьих стран очень мало и может обеспечить работой литовских перевозчиков примерно на полмесяца. Нарушение же новых правил грозит огромными штрафами в российских рублях, отмечает представитель литовской национальной ассоциации автоперевозчиков «Линово» Гитис Винсявичус.

«Вы знаете, что значит получить штраф в 500 тысяч рублей? Это очень большой штраф. А если смотреть, что установление вида перевозки идет не так, как было до этого, то в ближайшем будущем литовские и другие перевозчики ЕС просто не смогут въезжать в Россию, поскольку у них очень ограниченное количество разрешений».

Читайте также: Изменятся ли границы России из-за кризиса между националистами и Путиным?

По словам экономиста Бориса Желибы, получается, что Таможенный союз – это не только преимущества для Белоруссии, но и убытки.

«Логика такова, что внутри Таможенного союза условия должны быть равные для всех государств, которые в него входят. И если так решено, то нужно пока подчиняться. Но вопрос в том, какие мы начнем получать убытки от этого? Чтобы они не были сверхвысокими. Чтобы у Белоруссии был смысл существовать в рамках этого союза».

Литовская сторона получила протокол переговоров между белорусским и российским министерствами транспорта, в котором сказано, что Белоруссия должна прекратить провоз по своей территории товаров из третьих стран по двусторонним разрешениям. Как говорит литовский министр транспорта Элигиюс Масюлис, Литва получила много двусторонних разрешений на перевозку своих товаров. Однако литовские перевозчики часто возят грузы из третьих стран – из Голландии, Испании или Германии в Россию. Их складируют в Литве, а потом перегружают в литовские машины как литовский товар. До сих пор Россия и Белоруссия никаких санкций не применяли.

Перевод: Светлана Тиванова