Согласно главе Совета национальной безопасности Грузии Георгию Бокерия, именно Россия стоит за сделанным накунуне критическим заявлением властей Абхазии по поводу руководителя МНЕС генерала Анджея Тышкевича.
«Подобные открытые и наглые попытки Российской Федерации и ее марионеток скомпрометировать и ослабить наблюдательную миссию ЕС в Грузии, создают основание для тревоги. Они не смогут достичь цели – пошатнуть основу функционирования этой миссии», – заявил Бокерия 26 апреля.
«Миссия наблюдателей ЕС является одним из главных международных инструментов стабильности и мира, и каждый, кто хочет сохранить мир, хочет, чтобы эта миссия функционировала беспрепятственно. А тот, кто против миссии ЕС, напрямую проявляет свои скрытые намерения, направленные против мира и стабильности», – пояснил глава грузинского Совбеза.
Персона нон-грата
В опубликованном 25 апреля заявлении МИД Абхазии выступил с критикой главы МНЕС, обвинил его в «неуважении» Сухуми и заявил, что Тышкевич является «нежелательным лицом на территории Абхазии».
Сухуми утверждает, что глава Миссии наблюдателей ЕС в Грузии занимает «конфронтационную позицию» в отношении Абхазии и предпринимает «попытки политического шантажа абхазской стороны».
«Считаем недопустимым отказ главы МНЕС фиксировать особо тяжкие инциденты в приграничной зоне, включая целый ряд убийств, а также попытки политического шантажа абхазской стороны. Являясь участником переговорного процесса в формате Женевских дискуссий и Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты, г-н Тышкевич игнорирует наши запросы и обращения, выдвигая неправомерное требование допустить МНЕС на территорию Абхазии», – говорится в заявлении МИД Абхазии.
Мандат Миссии наблюдателей ЕС распространяется на всю территорию Грузии в рамках признанных на международном уровне границ, однако сепаратистские правительства Абхазии и Южной Осетии не предоставляют допуск представителям МНЕС. После августа 2008 года Москва заблокировала продление как мандата Миссии ОБСЕ, так и Миссии наблюдателей ООН в Грузии, соответственно, на сегодняшний день МНЕС является единственной международной организацией осуществляющей мониторинг ситуации безопасности в стране.
«МНЕС под руководством Анджея Тышкевича явно не расположена осуществлять беспристрастный мониторинг и давать объективную оценку угрожающим безопасности процессам, происходящим в регионе. В частности, без должного внимания г-на Тышкевича остались процессы формирования неформальных вооруженных групп на территориях Грузии, прилегающих к Абхазии и Южной Осетии, о чем сообщали ряд грузинских политиков», – сказано в заявлении МИД Абхазии.
Примечательно, что один из лидеров грузинской оппозиции Ираклий Аласания заявил 20 марта, что власти Грузии формируют вооруженные объединения в приграничном с Абхазией регионе с целью запугивания инокомыслящих. Позже Ираклий Аласания пояснил, что данные вооруженные формирования не связаны с какой-либо активностью на оккупированных территориях. «Эти группы, о которых говорил я, направлены против настроенных оппозиционно граждан», – отметил оппозиционер 30 марта.
В свою очередь, Совбез Грузии опроверг обвинения Аласания, заявив, что представленные оппозиционером материалы «не содержат ценной информации». А министр обороны Грузии Бачо Ахалая сообщил, что в Западной Грузии идет формирование резерва вооруженных сил, и этот процесс не имеет связи с политикой.
Сорванная встреча
24 апреля представители Сухуми отказались участвовать в 36 встрече в рамках Механизма по предотвращению и урегулированию инцидентов, которая должна была пройти в Гали. Во время этих регулярных встреч, которые, как правило, предшествуют Женевским переговорам, представители Грузии и Абхазии обсуждают вопросы безопасности и гуманитарной проблематики. На встречах также присуствуют представители России, МНЕС и ООН.
Решение Сухуми не участвовать во встрече в Гали Тбилиси связал с давлением со стороны Москвы и предостерег, что подобные действия грозят сорвать Женевские переговоры, – единственный формат, в рамках которого на сегодняшний день представители Тбилиси, Сухуми, Цхинвали и Москвы имеют возможность прямого общения.
«Главным принимающим решение на эту тему является Москва, и именно она должна ответить, если над Женевскими переговорами нависнет какая-нибудь угроза», – заявил 25 апреля замминистра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе в своем комментарии по поводу решения Сухуми не участвовать в гальской встрече.
«Женевские переговоры и Механизм превенции инцидентов являются важными инструментами, которыми мы обладаем. До этого времени они действовали, основываясь на принципах, которые были согласованы между всеми участниками, и очень печально, что сейчас происходит пересмотр этих принципов в одностороннем порядке», – отметил Капанадзе.
Беспокойство по поводу сорванной встречи выразили и сопредседатели Женевских дискуссий, которые назвали встречи в Гали важными «для урегулирования вопросов безопасности и других неотложных вопросов на месте».
«Сопредседатели призывают всех участников обеспечить сохранение процедур и механизмов в отношении Женевских дискуссий, в том числе, и полноценное функционирование Механизмов по предотвращению инцидентов и реагированию на них, и они должны сделать все для того, чтобы содействовать дальнейшим усилиям, направленным на обеспечение стабильной работы», – заявили сопреседатели в распространенном 25 апреля заявлении.
В то же время глава абхазского МИД Вячеслав Чирикба заявил в интервью СМИ, что Сухуми согласится на продолжение встреч в Гали, только в том случае если МНЕС на гальских переговорах не будет представлять Анджей Тышкевич.
Тбилиси считает данное условие «нарушением фундаментальных принципов».
«Есть фундаментальный принцип, что каждая из сторон сама выбирает своих представителей, и никто из участников не имеет права вето. Это никогда не оспаривалось. Если отойти от фундаментальных принципов, не соблюдать их, встречи теряют всякий смысл», – заявил журналистам глава грузинской делегации на переговорах в Гали Шота Утиашвили 25 апреля.
Спецпредставитель ООН на Женевских дискуссиях Антти Турунен выразил сожаление по поводу заявления Сухуми насчет главы МНЕС и выразил надежду, что стороны смогут «разрешить» данную проблему.
«Это, безусловно, прискорбно, что заявление в адрес одного из участников встреч было сделано в такой форме. Нам надо сейчас попытаться продолжить диалог, разрешить подобные проблемы и недопонимание, чтобы вернуться к нормальному темпу работы», – сказал Турунен журналистам 25 апреля.
Москва пока не делала комментариев. Примечательно, что пока неизвестно, когда и в какой форме будет проведена следующая встреча в Гали.