Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евросоюз – Латинская Америка: обычаи и риски оппортунизма

© коллаж ИноСМИГермания отказывается от своего европейского энтузиазма в пользу примитивного национализма
Германия отказывается от своего европейского энтузиазма в пользу примитивного национализма
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что-то общее есть у политиков, выдвигающих прогрессивные по содержанию популистские лозунги, и крайне правыми кругами, разрастающимися как грибы после дождя и выступающими против мер жесткой экономии. И те, и другие – всего лишь миражи, скрывающие действительность. К какой бы стороне современной жизни мы ни обратились, невольно создается ощущение, что происходит помрачение рассудка.

Что-то общее есть у политиков, выдвигающих прогрессивные по содержанию популистские лозунги, и крайне правыми кругами, разрастающимися как грибы после дождя и выступающими против мер жесткой экономии. И те, и другие – всего лишь миражи, скрывающие действительность.

 

К какой бы стороне современной жизни мы ни обратились, невольно создается ощущение, что происходит помрачение рассудка. Окружающая действительность – это не то, что кажется, а то, что определяет господствующие настроения.

 

Накладываются одна на другую модели прогрессивного развития, за которыми угадываются авторитарные структуры ельцинской России, глубоко погрязшие в коррупции, или путинского режима, которому свойственны сосредоточение богатства в руках находящейся у власти буржуазии, стремление контролировать средства массовой информации и умонастроения в обществе. 

 

На этом фоне в Европе набирают силу ультраправые организации, выступающие под мессианскими лозунгами. В одном случае тревожные экономические показатели преподносят как положительные, и статистика представляет бедных в качестве богатых, а в другом – обещают, что после нынешних бед наступит светлое будущее, если к власти придут воинствующие националисты.  

 

Вопиющая разница в заявлениях может даже не иметь особого значения, поскольку их объединяет оппортунизм, связанный генетическими узами с популизмом, независимо от идеологической оболочки, диктуемой переживаемым моментом. Именно поэтому одна и та же политическая партия в Латинской Америке или Африке, вчера выступавшая с буржуазных позиций, сегодня вдруг, без каких-либо объяснений, встает под знамена национализма. А в Европе, особенно в Греции, Португалии и Испании, социалисты предлагают такое, о чем могли бы только мечтать записные либералы. Все это сильно напоминает самый знаменитый роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) 1984, в котором единственная существующая партия заставляет всех пользоваться новоязом, где слова утратили свое значение, и жить по законам двойной морали, чтобы чиновники думали нечто совершенно противоположное тому, что говорят или делают. Эта подмена правды ложью и составляла главную задачу Министерства информации. 

 

В Европе мы наблюдаем очередной всплеск выступлений против мер жесткой экономии и рыночной стихии, за которыми стоят наиболее реакционные, неофашистские силы континента. За лидера французских ультраправых Марин Ле Пен было подано 18% голосов. Результат сам по себе впечатляющий. Среди ее сторонников немало рабочих и представителей интеллигенции, разочаровавшихся существующим порядком вещей. Они выступают с позиций национализма и ксенофобии, рассматривая их как инструмент построения нового мира.

 

Почти в то же самое время, когда кандидат от Национального Фронта собиралась стать лидером всех правых сил Франции, ее голландские единомышленники под предводительством Геерта Вильдерса (Geert Wilders) обрушивали шквал приблизительно таких же аргументов на правительство Марка Рютте (Mark Rutte), верного последователя Германии, проповедующей жесткую экономию. Они выступали против евро и оказания помощи странам, оказавшимся в сложном финансовом положении. 

 

Первый тур президентских выборов во Франции, в результате которого социалист Франсуа Олланд (François Hollande) через несколько дней вполне может занять месть Николя Саркози, всколыхнул весь континент. От Рима до европейского Центробанка неожиданно послышались голоса, требующие уменьшить масштаб мер жесткой экономии. Их напугал не рост социалистических настроений во Франции, а разрастание и укрепление антисистемных сил, исполненных решимости разрушить европейскую интеграцию. 6 мая, когда во Франции будет решаться судьба президентских выборов, в Греции - самой проблемной стране еврозоны - состоятся парламентские выборы. Нетрудно предположить, как проголосуют в этой стране избиратели, фактически оказавшиеся в осадном положении.

 

Будущее единой европейской валюты никогда не было столь туманным как сейчас. Получается, что кризис, приведший к значительному росту безработицы в Испании, сейчас вызывает тот же самый рост экстремистских настроений, который произошел в более отсталых странах. Излюбленные лозунги этих сил заключаются в том, что обособленность, протекционистские меры, ограничение иммиграции и националистический напор вернут нормальное качество жизни этим странам, оказавшимся в состоянии экономического спада.

 

Жуткое видение

 

Ультраправые силы множат свои ряды и распространили свое влияние уже до Швеции и Финляндии. Они действуют совершенно бесконтрольно, а фанатизм их сторонников растет день ото дня и становится все боле агрессивным по мере углубления кризиса со всеми последствиями, которые влекут за собой увеличение выплат по погашению государственного долга. При ухудшении объективных социально-экономических условий будет складываться приблизительно та же ситуация, которую европейцы пережили в 30-е годы прошлого века. Ее последствия хорошо известны. 

 

Ужас, охвативший участников встречи на высшем уровне в Брюсселе, объясняется тем, что эти силы подрывают тезис правящего класса о том, что меры жесткой экономии и сокращения способны положить конец тому кошмару, который подрывает экономику Евросоюза.

 

Когда в пятницу уходило в отставку консервативное правительство Румынии, загнанное в угол Международным валютным фондом, канцлер Германии Ангела Меркель в ответ на голоса, вопиющие против мер жесткой экономии, ответила, что сокращение расходной части бюджетов «обсуждению не подлежит». Именно сокращение бюджетных расходов привело к отставке правительства Голландии, вызвало стремительный рост безработицы в Испании и обусловило поражение Саркози на президентских выборах.

 

Поборники экономии считают, что таким образом можно будет вернуться к экономическому росту. Но если бы это действительно так и было, то оставалось бы лишь признать, что при подсчетах произошла ошибка, что могло бы породить новый мираж.

 

Дело вовсе не в ошибке. По сути дела, нынешний кризис был искусственно создан и раздут для того, чтобы построить новую Европу, в которой государство передало бы в частный сектор ресурсы, до настоящего времени направлявшиеся в государственные бюджеты. Вот этот вопрос, действительно, обсуждению не подлежит.

 

Бред? Возможно, но было бы величайшим заблуждением считать, что действительность на самом деле можно подчинить себе и перестроить под нужды текущего момента. «Невежество – это сила», сказал бы на новоязе улыбающийся и безжалостный Оруэлл.