Прибывший в Таджикистан представитель Кремля призвал Душанбе и Ташкент начать переговоры.
Однако Россия не сказала ни единого слова о том, какой линии поведения в этих переговорах должны придерживаться оба соседа из Средней Азии.
Наблюдатели считают, что слова российского министра можно трактовать следующим образом: «ребята, вы решите уже между собой, только Москву в это не вмешивайте».
«Если бы у России было намерение стать посредником, то это было бы заявлено в ходе пресс-конференции в Душанбе», - сказал корреспондент Би-би-си в Душанбе Искандар Феруз.
Ранее существовали предположения о том, что продлением действия военной базы России на своей территории, руководство Таджикистана добивалось поддержки Москвы в отношении Рогунской ГЭС.
Однако никакой новости по поводу российской базы не было озвучено. Да и по поводу Рогуна никто ничего не сказал.
«Существовала неподтвержденная новость, что Таджикистан запросил с России 300 миллионов долларов США за военную базу на своей территории, но никто это не подтвердил, - сказал Феруз. – У России нет желания платить аренду. По мнению России, своим военным пребыванием в Таджикистане она гарантирует безопасность во всей Центральной Азии».
Согласно мнению наблюдателей, в настоящее время Россия предлагает Таджикистану покупать нефтегазовую продукцию без налогообложения.
Рогун, гастарбайтеры и однодолларовая база
Согласно достигнутой договоренности 2004 года, Россия за использование военной базы в Таджикистане, будет официально платить Душанбе один доллар в год. Похоже, что Таджикистан уже не согласен с этим.
В результате конфликта с Узбекистаном из-за Рогунской ГЭС Душанбе стал лихорадочно искать влиятельную силу извне. Россия – одна из таких сил. Однако неизвестно, чью сторону примет Кремль в конфликте между Ташкентом и Душанбе.
Ведь при решении различных вопросов в Средней Азии Россия очень зависит от позиции Узбекистана. И если с Таджикистаном она легко отстаивает свои интересы, то с Узбекистаном это сделать гораздо сложнее.
Кроме того, несмотря на то что руководство России и вызвалось защищать интересы Таджикистана, оно не хочет сталкиваться с самой большой и сильной армией в регионе, какая есть у Узбекистана.
Сам Узбекистан не позиционирует себя сейчас как преданного и близкого союзника России. Да и для России не лучший выход взять сторону Ташкента и обидеть тем самым своего близкого таджикского союзника.
В ходе своего визита в Узбекистан в 2010 году президент России Дмитрий Медведев поддержал позиции Ташкента относительно гидросооружений. Это, в свою очередь, вызвало острое негодование со стороны руководства Таджикистана.
«Однако в диалоге Россия-Таджикистан, у Москвы есть гораздо больше сильных и действенных методов, - говорит Искандар Феруз – Более полутора миллиона гастарбайтеров в России посылают домой около 4 миллиардов долларов ежегодно. Этот заработок является гарантией социальной и экономической стабильности Таджикистана. Понимая это, Россия продолжит свою линию навязывания собственной воли. Ну и Таджикистан естественно должен будет подчиниться».
Как считают аналитики, Россия не ищет какой-то своей выгоды в попытках смягчить напряженность в отношениях между Узбекистаном и Таджикистаном. Именно по этой причине и выбрала роль молчаливого наблюдателя.
«Однако в тоже самое время Россия не хочет чтобы кто-то другой вмешивался конфликт Узбекистана и Таджикистана, - говорит таджикский аналитик. – Вот если Иран или Китай начнут попытки встревать в этот конфликт, вот тогда Россия и зашевелится».
Перевод: Наилита