В Москве прошло последнее заседание российского правительства под руководством Владимира Путина. После инаугурации Путина кабинет министров сложит свои полномочия. Также прошла встреча Дмитрия Медведева с представителями парламентских фракций, последняя для него в качестве президента.
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков сообщил журналистам, что Владимир Путин попрощался с министрами и аппаратом правительства. В своем выступлении Владимир Путин заявил, что правительство - под его руководством - полностью учитывало интересы граждан и этот курс должен сохраниться. Уходящий со своего поста президент Дмитрий Медведев, встречаясь с представителями фракций Государственной думы, заявил о готовности работать со всеми представленными в парламенте партиями - если Дума окажет ему доверие и утвердит в должности премьера.
Нельзя не отметить, что Медведев выступал перед парламентариями впервые после того, как дал согласие возглавить партию «Единая Россия». Осложнит ли это обстоятельство процесс его утверждения? Вот что об этом думает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:
- То, что накануне голосования в Думе по вопросу назначения премьера Медведев возглавил «Единую Россию», конечно, сильно повлияет на позицию некоторых парламентских фракций. Прежде всего, эсеров, которые колеблются: для них важно позиционироваться в качестве партии, которая является оппозицией по отношению к «Единой России». В предстоящих региональных избирательных кампаниях партия намерена разыгрывать эту карту, поэтому для нее консолидированное голосование за Медведева в качестве будущего главы «Единой России» является проблемой. Самое большее, думаю, на что они смогут пойти, это разрешить членам фракции свободное голосование. Что касается ЛДПР, как мне кажется, шаги навстречу определенные уже сделаны, я имею в виду представление Островского в губернаторы Смоленской области. Коммунисты, скорее всего, будут голосовать против, потому что их политическим активом является жесткая оппозиционность. Но заявления Зюганова пока звучат так, что он не исключает для себя некоторой свободы маневра в этом вопросе. И если какие-то жесты в сторону КПРФ будут сделаны, партия, видимо, может пересмотреть позицию...
Профессор Международного независимого эколого-политологического университета Сергей Черняховский убежден, что Дмитрий Медведев сильно облегчил бы себе задачу, если бы включил в свой кабинет представителей оппозиции, - но верится в это с трудом:
- Теоретически это было бы правильно и полезно, в первую очередь, для власти, потому что если парламент у нас представляет большинство общества, то «Единая Россия» сейчас большинство общества не представляет, даже если исходить из официальных данных. Грамотно было бы создавать коалицию. Хотя понятно, что реально «Единая Россия» не правящая партия, а приводной ремень.
Политолог Сергей Черняховский считает, что альянс Дмитрия Медведева с «Единой Россией» отнюдь не призван усилить его позиции на новом посту:
- Объективно соединение Медведева с «Единой Россией» - это проигрыш для обоих. У каждого связываются руки, потому что «Единая Россия» тяготеет к тому, чтобы сдвинуться несколько влево, и это запрос общества. А Медведев действительно близок более правым и, может быть, ему для политической жизни лучше было бы делать более правую партию. Возможно, их соединили, чтобы они потихоньку сходили естественным путем со сцены, – говорит политолог Сергей Черняховский.
Российские средства массовой информации пишут о том, что реанимацией партии власти - в последнее время она терпит один электоральный провал за другим - займется Владислав Сурков, который вернется на место ее куратора и сместит с этой должности Вячеслава Володина. Политолог Михаил Ремизов считает, что возвращение Суркова было бы разумным ходом:
- Сочленение Медведева и «Единой России» - это отдельная, сложная политико-логическая задача. Она возникла уже в тот момент, когда Медведев стал президентом, а «Единая Россия» уже была партией власти. И она решалась именно Владиславом Сурковым. На данный момент у Медведева нет других людей, у которых был бы опыт решения столь непростой задачи. Конечно, в новых условиях Суркову решать эту задачу будет существенно сложнее, потому что в администрации президента сидят люди, у которых есть свои подходы к этой сфере, и такое решение программировало бы определенные конфликты. Не исключаю, что для избранного президента такого рода конфликты являются приемлемым риском. По крайней мере, в ситуации, когда политическая система снова стала более-менее управляемой по сравнению с тем же декабрем.