В роли ведьм выступают преподаватели, которые позволяют себе говорить ученикам и студентам правду. Охотники — «борцы за правду», написанную в учебниках по «Истории румын».
Последние несколько недель ознаменовались громкими спорами и дискуссиями вокруг решения Министерства образования от 7 марта 2012 года. Согласно диспозиции, с нового учебного года ученики будут изучать дисциплину под названием «История румын и всемирная история». С одной стороны, министра Шляхтицкого критикуют румынские ультраправые за то, что «История румын» не будет преподаваться отдельным предметом. С другой стороны, по крайней мере декларативно, часть власти в лице отдельных депутатов от Демпартии против преподавания курса «История румын». На деле же все это оказывается простым пиаром и выпячиванием своих фейсов на камеры и в блогах. Тем временем министерство делает свое дело.
История «Истории»
С 1991 по 2006 год в Молдове учили курс «История румын». С 2006 года коммунисты ввели дисциплину «Интегрированная история» в рамках официальной дисциплины «История», согласно рекомендациям Совета Европы. Напомню, что, по мнению специалистов этой организации, курс «История румын» был тенденциозным, негативно влиял на общественную атмосферу и содержал в себе зерна для разжигания межэтнической ненависти. Но европейские рекомендации по преподаванию истории в 21-м веке продержались в Молдове недолго. Еще в 2009 году, а не в 2012-м (как пытаются представить некоторые) в доуниверситетских заведениях было возобновлено преподавание «Истории румын».
Доказательства этого факта мне предоставило само Министерство образования. Замминистра Потынг еще в феврале этого года прислала в ответ на мой депутатский запрос список официально рекомендованных Министерством учебников по истории для 4–12 классов. В списке — 43 наименования учебников. Все учебники, изданные до 2006 года, по национальной истории носят название «История румын». То, что было издано в промежутке с 2006 по 2009 год, — «История». В изданных с 2009 года учебниках вновь фигурирует название «История румын». Вот, например, небезызвестный Игорь Шаров (ныне декан факультета истории Государственного университета, он же член комиссии Гимпу) выпускал до 2006 года разные издания «Истории румын», в 2007 году он в соавторстве выпустил несколько учебников по «Истории», а в 2009 году (легок на помине) снова вернулся к «Истории румын». Так что альянс вопрос с историей румын решил сразу же после своего прихода к власти. Решение министерства от 7 марта — всего лишь легитимизация статус-кво.
Из документа, полученного мной от г-жи Потынг, следует, что в 2011 году при финансовой поддержке Румынии были выпущены новые учебники для всех классов с 4-го по 12-й. В их названиях есть общая черта под названием «История румын». Выходит, в прошлом году страна-член Евросоюза официально дала деньги из своего госбюджета соседнему государству на нелегальные (тогда еще) учебники. И когда общественность стала вникать в эти вопросы, видимо, власть имущие решили (или их настойчиво попросили) не подставлять своего основного спонсора. Так и родилось решение министерства от 7 марта.
Старые-новые «герои»
Название школьного курса «История румын» в Республике Молдова само по себе оскорбление, совершенно не приемлемое для независимого государства. Но и это всего лишь внешняя сторона дела. Содержание курса еще более скандально.
Под обложкой учебников — тотальный антикоммунизм, пещерный, состряпанный на скорую руку; патологическое отрицание более чем 650-летней молдавской государственности: молдаван нет, молдавского языка нет, нет и молдавской культуры и традиций. Эти учебники зомбируют: при Советах-оккупантах все было плохо, а при румынах-освободителях — хорошо.
Для того чтобы курс лекций был более убедительным, целые периоды и события просто вычеркнуты из молдавской истории. Нет вообще ничего о сопротивлении румынскому режиму в 1918–1940 годах. Нет вообще ничего ни о молдаванах, героически сражавшихся против фашизма. Да что там говорить, если эти учебники оправдывают участие Румынии в войне на стороне нацистской Германии своими территориальными претензиями на якобы исконно румынские земли, в том числе Бессарабию. И чтобы оправдание выглядело убедительным, нет вообще ничего, ни слова об убитых румынскими фашистами на оккупированных территориях до полумиллиона человек. Более того, в некоторых учебниках неприкрыто тиражируется миф о том, что Антонеску был спасителем евреев, но никак не их палачом.
Книги — на костры
С коричневой сущностью нынешней власти очень хорошо знакомы те преподаватели, которые не могут внутренне смириться с таким изложением нашей истории детям. Ведь именно на них лежит ответственность по внедрению или противодействию ложной, сфальсифицированной, однобокой истории. Поэтому в учебных заведениях страны долгое время шла борьба. Борьба характеров, принципов, идей, мнений, идеологий, если хотите. Во время этого негласного противостояния власть имущие выясняли и выявляли своих оппонентов. Постепенно борьба переросла в охоту на ведьм. Без кавычек. Без пафоса. Без сожаления. Ужесточилась она после 16 марта (это к вопросу о додоновском «тесте на государственность» и его последствиях для настоящих государственников). В роли ведьм выступают преподаватели, которые позволяют себе говорить ученикам и студентам правду, объективно и без прикрас. Охотники — «борцы за правду», написанную в учебниках по «Истории румын».
Примеров достаточно, чтобы можно было говорить именно в таких категориях. И в первую очередь гонениям с последующими наказаниями подвергаются преподаватели истории в русско-язычных учебных заведениях. Дело в том, что учителя и ученики этих лицеев заранее поставлены в неравные условия, особенно в преддверии обязательных экзаменов по истории. По одной простой причине: из 43 рекомендованных наименований учебников всего 9 — на русском языке. При этом Министерство образования не рекомендует ни одного учебника на русском языке для выпускных 9-го и 12-го классов русскоязычных школ! Предположительно, Министерство планирует сделать следующее: перевести молдоязычные учебники 2011 года на русский язык и тем самым решить проблему. Либо еще проще: под видом добровольного принуждения к государственному языку оставить русскоязычным молдоязычные учебники.
А пока «добряки» из министерства советуют преподавателям русскоязычных школ самим выходить из ситуации и искать источники. Но не всякий источник достоин упоминания на уроках. Среди запрещенных числится учебник историка Сергея Назария. Как мне объяснили, официального запрета нет, зато вот в школьные библиотеки пришел приказ не выдавать эти учебники на руки, и дело с концом. Как говорят сами учителя русскоязычных лицеев, они все равно используют Назарию и российские учебники. Однако это происходит из-под полы. Рассказывали случаи, когда в класс на урок приходит консультант из министерства и буквально подпрыгивает, завидев на учительском столе вышеозначенный учебник. С учителем проводят политбеседу и выносят предупреждение.
Я не могу назвать имена и фамилии преподавателей, у которых накопились выговоры и предупреждения. Тех, кто после ухода проверяющих откладывает в сторону «Историю румын» в сторону. Тех, кто старается в меру своих сил и возможностей противостоять фальсификации истории. Тех, кто готовит граждан Молдовы, а не соседнего государства. Тех, кто, помимо всего прочего, переживает о своем рабочем месте, дабы прокормить семью. Сегодня они под пристальным вниманием. Но с удовольствием назову имя одного из министерских «цензоров». Это г-жа Корина Лунгу, консультант Министерства образования. В 2006 году в этом качестве она давала положительную рецензию на учебник С. Назарии. В 2012 году она же, в той же ипостаси консультанта, делает преподавателям выговоры за использование этого учебника.
…В недавнем предэкзаменационном тесте нужно было написать эссе на тему «Бессарабия в межвоенный период». Какую оценку получит ученик, который напишет о Павле Ткаченко?