Россия никогда не была и не будет стабильной страной. Несмотря на экономический рост в последние 12 лет, Россия до сих пор остается запущенной страной. Однако она сохраняет свой высокий статус в нашем регионе и далее будет играть большую роль в белорусской политике.
Внутренняя политика
Стоит сразу отметить, что массовые протесты, которые мы наблюдали нынешней зимой, связаны не только с личностью президента Путина, а, прежде всего с коррумпированной структурой власти, которая до сих пор функционирует в России.
Все осознают, что сегодняшнюю «вертикаль» необходимо менять, но если одна из главных особенностей структуры – именно коррумпированность, то трудно представить себе настоящие реформы. Скорее возможен вариант «а-ля полицейской» реформы, которая фактически закончилась изменением униформы и названия. Часто можно слышать, что российские ведущие элиты не хотят реформировать политическую модель, так как боятся, что может быть разрушена вся страна. Однако чтобы избежать дальнейшего роста недовольства, путинский режим будет вынужден пойти на частичные уступки демократическим кругам и сделать политическую жизнь России более прозрачной. В противном случае стабильность всей политической системы России может быть подвергнута опасности дальнейшего возмущения россиян и, как результат, социальному взрыву.
После Болотной часть западных экспертов попала в ловушку, думая о возможных больших переменах внутри российской правящей элиты. Однако время показало, что численность протестующих некритична для режима Путина, а продемократическая оппозиция не настолько популярна, чтобы занять высокие должности во власти.
Большую роль для внутренней политики России также будет иметь ее затрапезность: алкоголизм, наркомания, отсутствие перспектив для людей, буквальное вымирание россиян, эмиграция капитала, 13% россиян живут ниже уровня нищеты.
Ежегодно количество коренных жителей России сокращается на 250 тысяч человек. Однако страна пополняется примерно такой же численностью мигрантов. Фактически, численность населения остается той же, но с все меньшей долей коренных жителей. Но тренд прироста мигрантов может и не сохраниться. В таком случае, согласно прогнозам Программы развития ООН, Россия к 2025 году потеряет 11 миллионов жителей.
Экономика
К великому удивлению, Россия выбрала путь присоединения к Всемирной торговой организации. На первый взгляд, большой заинтересованности для России в этом нет, ведь 66% экспорта России – это энергоресурсы. Однако присоединение к ВТО продиктовано желанием иметь голос в мировой экономике, а не действительным намерением либерализировать хозяйство.
Несмотря на это, согласно прогнозу PricewaterhouseCoopers, Россия уже в 2014 году обгонит экономику Германии по ВВП. Что, однако, вовсе не означает качественных изменений в экономике России: пока энергоресурсы продаются по высокой цене, загадывать какие-то хозяйственные реформы достаточно романтично. Россия до сих пор болеет «голландской болезнью», когда сырьевая промышленность тянет к регрессу другие секторы хозяйства. Чтобы уменьшить влияние «голландской болезни», Россия, по примеру государств с большими запасами сырья, вроде Норвегии или Кувейта, усилила свой стабилизационный фонд. Сегодня он составляет более 150 миллиардов долларов, а его размер часто называют достижением Путина и непосредственно бывшего министра финансов Кудрина. Сами Нидерланды «излечились» благодаря инвестициям в малый и средний бизнес. Однако много ли людей захочет делать бизнес в государстве правового беспредела и коррупции, как Россия? Объем коррупции в России Transparency International оценивает в 300 миллиардов долларов – четверть ВВП.
Когда Путин пришел к власти, баррель нефти стоил около 25 долларов. Сегодня он стоит более 100. Но достаточно ли этого, чтобы сохранить экономику Путина? И не рухнет она в случае падения цен на нефть?
Внешняя политика
Одна из главных идей последующих шести лет правления Путина Россией – это восстановление прежней империи. Но никто не скрывает, что Россия сама должна платить за то, что явится империей. Никто, даже Лукашенко, не строил бы с Россией никаких отношений, если бы эти отношения не конвертировались в финансовую поддержку. Важное значение для России будет сохранять Европа.
Российское руководство будет дальше пытаться сделать Европу зависимой от поставок энергоресурсов. Однако Россия, без преувеличений, зависима от Европы не меньше, чем Европа от России (возможно, даже больше).
В российско-европейских отношениях имеет место дилемма энергетической безопасности: если Европа диверсифицирует свой импорт от российских энергоресурсов, то и Россия будет вынуждена диверсифицировать свой экспорт. Поэтому Россия заинтересована в хороших отношениях с Европой.
Отношения с США будут обусловлены несовпадением главных интересов, а также ценностей, которые до сих пор играют в политике США важную роль.
Оборона
Только цифры: к 2014 году расходы России на оборону вырастут на 180%, даже 19% бюджета будет идти на армию (в большинстве стран НАТО – до 2%).
Очевидно, что Путин также связывает восстановление империи с ростом военной силы, которая может быть применена против соседей. ОДКБ должна стать инструментом Путина для возвращения своей прежней мощи на просторах бывшего Советского Союза.
Россия дальше будет сохранять достаточно острую риторику в отношении НАТО для нужд внутриполитического рынка, хотя российские руководители точно знают, что Североатлантический альянс не является актуальным врагом, а возможно, он даже союзник. Прежде всего, опасность вызывает растущая мощь Китая и миграция китайцев.
Белорусско-российские отношения
Действительная цель российских властей в Белоруссии очевидна – инкорпорация страны. Но стоит заметить, что изменилась тактика: теперь вместо политической интеграции выбран путь интеграции экономической. Не трудно догадаться, что как только Россией будут приобретены все желаемые предприятия, могут произойти и политические изменения.
Всем известно, что между Лукашенко и Путиным издавна никаких теплых чувств нет. Даже несмотря на авторитарное сходство их режимов. Но Путин будет оплачивать существование Лукашенко, так как сегодняшний Лукашенко – совсем не тот, что был несколько лет назад: сегодня Лукашенко подписывает все соглашения, предложенные Москвой, продает белорусские предприятия и охотно идет в Евразийский союз.
Причин, чтобы Путин перестал финансировать авторитарный режим Лукашенко, пока нет.
И Лукашенко это понимает: даже на белорусскую армию уже просит деньги.
Кстати, Путину просто некого поддерживать в среде белорусской оппозиции – сильных пророссийских кандидатов в Белоруссии нет. А заигрывания некоторых кандидатов в ходе выборов-2010 в Кремле всерьез восприняты не были.
Перевод: Светлана Тиванова