Каждый вечер после семи площадка у мемориала на Чистых прудах занимается тысячей-другой, как их называют, рассерженных горожан. Здесь пока нет политических лозунгов и митингов протеста. Нет признанных лидеров и глашатаев. Здесь путинское поколение пробует совместно найти ответы на вечные вопросы, опять ставшие актуальными: кто мы? чего хотим? Что будет завтра?
Свои 15 минут славы получает юноша, читающий с небольшого возвышения Абая на русском:
- Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.
Первые социологические исследования дают портрет усредненного участника ОккупайАбай: 30 лет, высшее образование, род занятий - программист, переводчик, юрист, менеджер.
- Когда табунщики, уехавшие с утра,
Возвращаются на строптивых конях в аул,
То они, заткнув за пояс подолы чапанов,
Прибедняясь, подлизываясь, подхалимничают.
Чтобы бай их пожалел, пригласил и дал кумыс.
Абай в Москве бьет сейчас все рекорды популярности. Найти у букинистов его книжку - редкая удача. В Интернете выстраивается бизнес на ссылках для скачивания. Есть спрос - будет и предложение. Издательство «Альпина нон-фикшн» запускает в печать сборник стихов Кунанбаева.
- Лишь бездарный покоряется судьбе.
Люди постарше смотрят на происходящее с нескрываемым удивление и интересом. Все происходящее никак не похоже на предыдущие протестные акции. Дело даже не в отсутствии привычных лозунгов и форм их выражения. Не разберешь, кто у них лидер. Кто в эту минуту знает, что надо делать, тот и ведет. А потом кто-то другой. Нет ни партийной дисциплины, ни конспирации, нет надрыва и истерик.
- Кричащий в гневе - смешон, молчащий в гневе - страшен.
Утром они разбегаются по своим офисам, а к вечеру возвращаются обратно. Каждый день эти ребята убеждаются, насколько они эффективнее и способнее закостеневшей власти: за пару минут могут организовать действия тысяч людей, за несколько часов выстроить работу своего штаба, быстро собрать деньги на нужды лагеря.
- Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем, достигнет ли он ее.
В этом броуновском движении по Чистопрудному бульвару постоянно звучит один и тот же вопрос: «Зачем мы здесь? А что дальше?». И люди постарше уже не знают, как ответить. Похоже, это поколенческая революция. Нечто такое, что происходило с парижскими студентами конца шестидесятых - бунт детей против родителей. И тогда «философские» и «культурные» последствия московских событий-2012 окажутся довольно глубокими. Здесь и сейчас создается новая коммуникация, в которой нет места нынешней «стабильности». Мы говорим на разных языках. Для этого поколения опознавательной меткой стал вдруг казахский.
- Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.
Стареющая власть пытается подстроиться под звуки нового языка, не слыша сути. 1 мая президент и премьер выходят в Москве на профсоюзную демонстрацию под лозунгом «Требуем справедливости!». От кого ее требовали два самых главных начальника страны? От Всевышнего?
В эти дни в Москве задержаны полтысячи человек - как никогда раньше. За противодействие полиции, за участие в неразрешенных гуляниях, за белые ленточки в кафе. По центру столицы бегают усталые цепи ОМОНовцев, перекрывая то одну, то другую улицу. По рации они жалуются начальству на нехватку автозаков. Но задержаний уже никто не боится.
В эти дни среди задержанных оказалась и светская революционерка Ксения Собчак. Из-за решетки она звонит матери:
- У меня все хорошо.
- Как же хорошо, если ты в автозаке?
- Мама, теперь это и есть хорошо - автозак.
В отделении полиции, куда привезли задержанных, Собчак встречает начальник в праздничной форме:
- Здравствуйте, Ксения, рады вас видеть.
Если так пойдет и дальше, усталая полиция скоро начнет выстраивать оцепление у автозаков, отбиваясь от очереди желающих туда попасть. И конца этой ирреальности пока не видно. Если властям удастся очистить улицы от митингов и пикетов, это ведь не значит, что несогласных не станет.
- Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.
Памятник Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах - дар Казахстана Москве. На его открытии в апреле 2006 года говорилось много слов о вечной дружбе двух народов и о значении творчества великого казаха, в том числе о заслугах в переводе русских поэтов. Кто же знал тогда о том как пройдет второе пришествие Абая в Россию? Навальный свою неловкую шутку быстро исправил. Сейчас он под арестом, и вроде бы ему грозит тюремное заключение за призывы к неповиновению полиции.
Собирающиеся у памятника пока не нашли ответов на многие вопросы. Но одна цель здесь уже вызрела - добиваться освобождения человека, призвавшего их сюда говорить и думать. И слушать стихи Абая.
Юноша-чтец спускается с парапета под бурные аплодисменты. Кто-то предлагает на следующее шествие выйти с портретами Абая. Две старушки, из любопытства заглянувшие на бульвар, переглядываются с явным недоумением:
- Ты что-нибудь понимаешь?
- Да ерунда все это - новая мода. Когда-то была мода на Байрона, теперь на Абая.
А в лагере праздник: отмываем от птичьего помета памятник Абаю! Пред фотографами неудобно, да и вообще.