Свой первый официальный визит в статусе вновь избранного главы российского государства Владимир Путин совершит 31 мая в Белоруссию.
Последние полгода, после того, как Россия вновь начала активно дотировать Белоруссию, отношения Москвы и Минска выглядят почти безоблачными. Однако многие в Белоруссии считают, что такая идиллия ненадолго.
Предстоящий визит Владимира Путина в Белоруссию является подтверждением значимости связей между государствами не только в двустороннем формате, но также в интеграционных объединениях, – заявил министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов:
– Это сигнал, направленный на подтверждение значимости связей государств этого региона между собой, тех процессов, о которых мы говорим. И значимости не только в двусторонних отношениях Белоруссии и России, но и в гораздо более широком контексте, – добавил Сергей Мартынов.
Напомним, ранее сообщалось, что со своим первым визитом за рубеж Владимир Путин определился заранее – это должна была быть одна из стран СНГ. По информации российской прессы, выбор стоял между Белоруссией и Казахстаном, как самыми близкими партнерами России. Выбор Путиным Минска, по всей видимости, должен подчеркнуть определенные приоритеты.
Большинство экспертов считают, что это не случайно – российско-белорусские отношения сейчас на подъеме, и после того, как прошлой осенью были подписаны максимально выгодные для Минска газовые соглашения, Александр Лукашенко кардинально изменил свою риторику, подчеркивая важность интеграции и желание сотрудничать. По мнению аналитиков, на фоне скандально-конфликтных отношений Минска с Западом белорусскому президенту пока не остается ничего иного, кроме как надеяться на российскую помощь.
С другой стороны, Владимиру Путину сейчас критически важно реализовать идею «Евразийского союза», которая считается его личным проектом. Белорусский политолог Алесь Логвинец полагает, что Путин будет по-прежнему относиться к Белоруссии как к зависимой стране и бесспорной зоне интересов Москвы.
– Нас ожидают дальнейшие разборки между Лукашенко и Путиным, так как эти два авторитарных руководителя вряд ли смогут договориться, тем более что вопрос идет о власти, о деньгах и контроле. А для Путина «Евразийский союз» – очень дорогая идея, – напомнил Логвинец.
Заместитель председатели Объединенной гражданской партии Лев Марголин считает, что отношения не будут легкими, поскольку для Минска наступает время выполнять свои обещания:
– Ожидать, что российские дотации будут вечными, нельзя. Тем более, как я понимаю, цены на газ будут расти и в самой России, и соответственно, в Белоруссии. Что касается таможенного союза, и единого экономического пространства, то дорога предстоит очень сложная. Лукашенко будет цепляться за каждую запятую в соглашениях, которые будут подписаны. И прежде всего это будет касаться белорусский предприятий, на которые есть интерес у российского бизнеса, и которые, конечно же, не хочет отдавать Лукашенко.
Показательным примером отношения белорусских властей к своим обязательствам является история с кредитом Антикризисного фонда ЕврАзЭС (доля России в этом фонде – 83 процента). По соглашению, подписанному 9 июня 2011 года, Минск получал кредит на 3 миллиарда долларов при условиях проведения приватизации ежегодно на сумму 2,5 миллиарда и более строгих подходах к кредитованию экономики. Получив два транша этого кредита на сумму 1,24 миллиарда, белорусские власти фактически заявили о приостановке приватизации. Лев Марголин напоминает:
– Это очень яркий пример – с кредитом ЕвроАЗЭС. Соглашение подписывалось тогда, когда деньги нужны были – кровь из носа. Сейчас, когда ситуация немного нормализировалась, появилась возможность поиграть. Но деньги снова будут нужны, так что решать с предприятиями придется. Но пример яркий, он иллюстрирует то, что просто так отдавать собственность Лукашенко не будет.
Самым свежим подтверждением этих слов стало заявление белорусского вице-премьера Владимира Семашко, который 16 мая сказал, что Белоруссия не пойдет на передачу контрольного пакета акций МАЗа (Минского автомобильного завода» в холдинг «Росбелавто», который создается с участием российской госкорпорации «Ростехнологии» и «КАМАЗа».