Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Интернет, джихад и арабская весна: что представляет собой Аль-Каида 2.0?

Почему пропаганде джихада в Интернете не удалось использовать арабскую весну. Сильные и слабые стороны новой «виртуальной» стратегии. Действующие лица «e-jihad» и вербовка on-line в западных странах

Лидер движения 'Исламский джихад': Наши нападения продолжатся picture
Лидер движения 'Исламский джихад': Наши нападения продолжатся picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сильная сторона информационной активности сторонников джихада обязана использованию новейших технологий, что позволяет сообщаться с различными слоями мусульманского общества. Тем не менее, несмотря на использование социальных сетей, что является большим преимуществом для пропаганды, виртуальный джихад имеет свои слабые места.

 

«Мы ведем войну средствами массовой информации, чтобы отстоять сердца и умы нашей Исламской Уммы  («умма» - исламскоий мир)», - писал Айман аз-Завахири в послании, адресованном Абу Мусабу аз-Заркави 9 июля 2005 года.

 

В последние годы утвердилось мнение, что радикальные исламисты владеют чем-то вроде монополии на использование социальных средств массовой информации. Причиной этого являются не только политические цели, но и желание избежать наблюдения со стороны враждебных служб безопасности, чтобы свободнее предаваться своей деятельности, распространять свои идеи, планировать террористические акты, вербовать сторонников. Таким образом, интернет стал эффективным средством идеологической борьбы: Сеть стала новым полем для виртуальной подготовки членов организации Аль-Каида, которая после 2001 года смогла выжить в идеологическом плане только благодаря Интернету 2.0.

 

Итак, переворот в области новых технологий был использован для эффективного стратегического маневра. До конца девяностых годов проповедники салафии и джихада использовали аудио- и видеокассеты и компакт-диски, чтобы распространять свои взгляды зачастую подпольным образом, стараясь не привлекать внимания полиции и служб безопасности к подрывному содержанию своих посланий. До наступления эры интернета кассеты циркулировали тайно, производились подпольно и распространялись индивидуальным образом. Именно таким образом действовал Абдулла Аззам, который пропагандировал джихад для помощи афганцам в обороне их страны от вторжения советских войск в начале 80-х годов, чтобы завербовать арабских моджахедов, среди которых были молодой Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири.

 

В последнее десятилетие прошлого века, а особенно в двухтысячные годы наиболее популярные исламские проповедники стали использовать спутниковое телевидение и сайты интернета для распространения своего учения. Эти средства сообщения не контролировались жестко властями и в особенности позволяли обратиться к более широкой аудитории. В последние годы, в особенности начиная с 2001 года, зарегистрировано экспоненциальное увеличение «виртуальной» активности сторонников джихада, усиленное наличием десятков организаций по распространению информации.

 

Уже в 2009 году Facebook привлек внимание сторонников джихада, которые, осознав возможности этой социальной сети, создали «Исламский эмират» on-line. Джихадистское движение смогло приспособиться к новым реальностям, научившись пользоваться и применять социальные сети для своих целей. В отличие от классических форумов социальная сеть представляет собой более живую среду, где можно мгновенно поделиться своими идеями, материалами, информацией и контактами. Взаимодействие с другими «братьями» может осуществляться в реальном времени. Кроме того, цепочка сообщений более быстрая, и, кажется, именно это обстоятельство привлекает новое поколение виртуальных сторонников джихада. На YouTube, например, сотни пользователей размещают свои видео, пропагандирующие джихад, получить доступ к которым еще недавно можно было только через форум. Следовательно, именно Сеть является тем местом, где второе и третье поколение приверженцев джихада получает свой первый опыт и сведения об этом движении.

 

Джихад-слова: социальная сеть Аль-Каиды

 

Среди виртуальных приверженцев джихада это явление известно как джихад-слова. В последние месяцы это течение попробовало использовать волну арабских революций. Но здесь его ждал провал. Более того, эта попытка проявила дезориентацию глобального джихадистского движения перед порывистым ветром свободы, который дул над просторами стран Магриба и арабского Машрика.

 

Так называемый джихад-слова — это одна из трех форм борьбы, предлагаемых исламской доктриной, которая в данном случае состоит в распространении идей салафии и джихада путем обращения в свою веру посредством проповедей и виртуальных посланий. Речь идет о таком джихаде, который не требует никакого оружия, кроме идеологического и пропагандистского.

 

Как гласит хадис (изречение) пророка Мухаммеда, «лучший джихад — это сказать одно слово правды тирану». Именно на этом афоризме Аль-Каида основала свою пропагандистскую стратегию во время арабских революций, чтобы использовать в собственных целях «борьбу народа против лжи режима тиранов». Цель заключалась в том, чтобы доказать, что желание революционной молодежи свергнуть режим и вышедшей для этого на площади, было только практическим осуществлением борьбы против тирании. Эту концепцию взяли на вооружение сначала братья-мусульмане, а затем джихадистское движение в качестве основы своей стратегии.

 

Эта тенденция привела к распространению идей джихада информационными средствами. С помощью слова «джихад» была сделана попытка во время арабской весны привлечь на свою сторону «сердца» и «умы», о которых говорил Айман аз-Завахири.

 

Чтобы получить представление об этой деятельности и ее размахе, стоит упомянуть основные информационные организации и определить их роль.

 

-As-Sahāb (Тучи) — информационная организация, обслуживающая исторических лидеров Аль-Каиды;

-Al-Fağr (Рассвет) — основной механизм распространения всей пропагандистской информации джихада;

Global islamic media front (Gimf) (Глобальный исламский фронт средств массовой информации); Al-Malāhim (Эпопеи), средства информации  Аль-Каиды на Арабском полуострове (Aqap); 

Al-Andalus (Андалузия), информационная ветвь Аль-Каиды в исламском Магрибе (Aqim);

-Al-Furqān (Коран), официальная информационная ветвь Исламского государства Ирак, иракское джихадистское крыло;

-Al-΄Imāra (Эмират), информационная ветвь Исламского Эмирата Афганистан, талибы муллы Омара;

-Al-Ansār (Партизаны), информационная ветвь группы «Ансар аль-Ислам» в Ираке;

-Al-Kata’ib (Фаланги), информационная ветвь движения Джамаат Аш-Шабааб в Сомали;

-Al-Ma’sada (Яма со львами), информационная организация, которая возглавляет форум Al-Shumukh. В последний е годы зарегистрировано экспоненциальное увеличение ее информационной продукции, в основном посвященной учению джихада и представлению новых лидеров джихада;

- Информационный центр Исламской партии Туркестана, официальная информационная ветвь джихадистского движения в Синьцзяне (Уйгурском автономном районе);

- Бригады «Абдулла Аззам», информационный центр одноименной группы, которая занимается в основном вопросами, касающимися Сирии и Ливана;

-Riāh (Ветры), информационная ветвь группы «Яма со львами моджахедов в Палестине», которая взяла на себя ответственность за пожары в некоторых лесах вокруг Иерусалима;

-Nukhbat al-I‘lām al-Jihādī (Лучший среди информационных центров джихада), который, как будет показано ниже, представляет собой проявление информационной стратегии джихада в будущем. Эта стратегия идет в ногу с развитием технологии, она использует такие социальные сети как Youtube, Facebook и Twitter, рассылает информационные письма, распространяет документы джихадистского движения (например, документальные фильмы), всячески расширяя свою пропаганду и свою разветвленную информационную сеть.

 

Джихадистская информационная продукция преследует достижение трех целей. Во-первых, она стремится прямо воздействовать на исламское общественное мнение. Во-вторых, вносит свой вклад в процесс радикализации движения on-line. В-третьих, представляет альтернативную модель тому, что сообщается западными средствами массовой информации, что очень важно. Речь идет о фундаментальном стратегическом аспекте в деятельности информационных служб джихада по замыслу исторических лидеров движения Аль-Каида, представленных Усамой бен Ладеном и в особенности Айманом аз-Завахири.

 

Роль социальных средств информации джихада в «арабской весне»

 

В настоящий момент, в разгар арабских революций нужно хорошо различать группы, действующие на местности, и группы, активные в Сети. В первом случае необходимо дальнейшее подразделение на основе различных фронтов джихада и способов действия. Например, формирования, действующие в странах исламского Магриба, отличаются от тех, что оперируют на Ближнем Востоке или в Афганистане и Пакистане. Объединяет эти различные группы салафитская и джихадистская идеология, которая сегодня находит в Сети свое развитие и распространение на мировом уровне.

 

Из всего этого можно сделать вывод, что, так как в ближайшие годы СМИ будут основным инструментом получения сведений для новых поколений, радикализация движения будет происходить on-line, как это уже имеет место в настоящее время. Тем не менее, использование Интернета и социальных сетей во время арабских революций обернулось тяжелым ударом не только для идеологии джихада, но в особенности для способа использования приверженцами джихада этих инструментов. Основной сильный момент джихада on-line (e-джихад или виртуальный джихад) сегодня — это использование форумов в качестве платформы не только для распространения официальных сообщений, но в особенности для общения в социальных сетях между различными членами организации. Но это преимущество не только для виртуальных сторонников джихада, но и для различных специальных служб безопасности, если принять во внимание возможное проникновение агентов в ряды движения и саботажа со стороны различных служб безопасности.

 

Две тенденции проявляются с очевидностью в свете арабских революций. С одной стороны, есть желание прямо обратиться ко второму и третьему поколениям мусульман, в частности в англоговорящих странах. С другой стороны, революции используются с целью повлиять на общественное мнение арабов-мусульман. Эту стратегию мы можем определить как «мягкое влияние джихада» («soft-power jihadista»), как это видно из последних аудио- и видеопосланий наиболее влиятельных лидеров джихада.

 

На активном информационном фронте, который можно определить как «жесткое влияние» («hard-power»), столпами стратегии Аль-Каиды и связанных с ней групп является производство фильмов, аудиодокументов и текстов, нацеленных на укрепление концепции джихада и чистую пропаганду с призывами к борьбе, с демонизацией Запада, с похвалами мученичеству и прочее). В последние годы такая стратегия претерпела изменения, приспосабливаясь к использованию новых технологий и внешним переменам. В результате появились сотни виртуальных групп сторонников джихада в Facebook, Youtube и других социальных сетях. Следовательно, информационный джихад сегодня представляет собой основу информационной стратегии Аль-Каиды, что не раз подтверждалось ее лидерами. 

 

В последние годы возникла огромная литература по вопросам джихада, были созданы виртуальные библиотеки; все это с целью дать единичному пользователю полную возможность формирования в рамках культурной и религиозной доктрины. В этот контекст вписывается рождение нового джихадистского формирования Al-Ma΄sada, связанного с основным форумом сторонников джихада Al-Shumukh, фонд «Nukhbat al-I’lam al-Jihadi», первый журнал на английском языке, издаваемый фондом «Al-Malahim», информационная ветвь Aqap (Организация Аль-Каида на Аравийском полуострове). В то же время зарегистрирован экспоненциальный рост виртуальной деятельности сторонников джихада благодаря все более активному использованию социальных сетей. Родилось больше информационных агенств, чем организаций, действующих на местности.

 

Ключевая роль информационных формирований в деятельности Аль-Каиды по оказанию влияния на сообщества сторонников джихада проявилась в последний год в двух специфических эпизодах: гибель Усамы бен Ладена и Анвара аль-Авлаки, игравшего выдающуюся роль в Организации Аль-Каида на Аравийском полуострове. В обоих случаях сообщество джихадистов призвало подождать официального подтверждения или опровержения со стороны надежных источников информации, прежде чем делать какие-либо комментарии или заявления. Это показывает, что социальные средства информации джихадистов сильно влияют на свою виртуальную аудиторию.

 

Акции на площадях имеют обратное развитие. Революционная волна в арабском мире вынудила джихадистские средства информации поменять стратегию в ее диалектике. Меньшим атакам подвергаются «режимы отступников», движение в основном вдохновляется принципами ислама. Но главное, больше нельзя продвигать пропагандистскую кампанию против мусульманских народов, на которых еще вчера в некоторых случаях навешивали ярлыки отступников, потому что они не следуют по пути джихада. Недавние послания лидера Аль-Каиды Аймана аз-Завахири и лидеров Организации Аль-Каида в Исламском Магрибе (Aqim) проявляют именно этот аспект.

 

Цели лидеров джихада по формированию мнения менялись в зависимости от фаз: дореволюционной и постреволюционной. В основном, до того как разразилось восстание, цель посланий заключалась в том, чтобы повлиять на поведение аудитории и вести внутреннюю пропаганду. Нужно было внушить уверенность в дело джихада и моджахедов, предрекая неизбежную победу в триумфальном тоне и подчеркивая потери и поражение врага, помимо прямых угроз. Когда разразилась революция, после первоначальной растерянности Аль-Каиды джихадистские информационные средства были вынуждены принять новую коммуникационную стратегию, нацеленную на обращение не столько к моджахедам, сколько к восставшим народам. Эта смена стратегии объясняет и первоначальное молчание лидеров джихада по поводу того, что происходило в Тунисе и Египте.

 

Из анализа посланий лидеров джихада в последний год прослеживается внимательный мониторинг душевного состоянии сторонников джихада (из анализа форумов и социальных сетей), общественного мнения (из анализа печати и традиционных средств массовой информации), но в особенности состояния восставших арабских народов, которые стали объектом пропаганды. В частности, совершенно очевидно, что социальные сети осуществляют роль, которую военные определяют как психологическую атаку. Первичный источник воздействия представлен форумами, где виртуально встречаются реальные моджахеды и люди, желающие ими стать. Во-вторых, именно посредством форума пользователи имеют возможность просмотреть официальную пропаганду сторонников джихада и скачать ее. Именно в этот момент виртуальное сообщество сторонников джихада планирует настоящие пропагандистские кампании, нацеленные на распространение их посланий и материалов через другие платформы (форумы, чаты, социальные сети и прочее). Кроме того, информационные центры вместе с первоначальной версией пропагандистских материалов распространяют версию, которую можно загрузить на средства мобильной связи, демонстрируя то, что они идут в ногу с развитием новых технологий, используемых в арабских восстаниях.

 

Новая стратегическая теория сторонников джихада второго поколения

 

Первого августа 2011 года некто «Abu Hafs al-Sunni al-Sunni» на форумах сторонников джихада и в социальных сетях опубликовал статью под заголовком «Стратегическая теория сторонников джихада второго поколения: принципы и методология». (Тема была освещена Will McCants на сайте Jihadica). Анализ содержания этого джихадистского трактата является фундаментальным и очень важным для понимания в свете арабских восстаний, каковы цели поколения сторонников джихада, пользователей Facebook e Twitter. Al-Sunni призывает второе поколение сторонников джихада к большей открытости для распространения «культуры джихада». Этот дух «открытости», утверждает пользователь, должен распространяться и на форумы сторонников джихада, и на социальные сети.

 

Вот основные стратегические пункты. Во-первых, подчеркивается важность активной пропаганды, рассчитанной на «завоевание сердец и умов мусульман», показывая им, что другие мусульмане сражаются за ценности ислама. Во-вторых, надо избегать показа сцен насилия, таких как обезглавливание, например, которые могут негативно повлиять на мнение, который исламский мир имеет о моджахедах. В-третьих, создавать стимулирующие пропагандистские материалы, прежде чем начинать прямую пропаганду джихада: сначала лучше показать страдания исламского мира, а потом процитировать строчки из Корана, которые призывают к джихаду. Эта новая стратегическая теория предписывает  использовать социальные информационные сети в качестве необходимого инструмента для «завоевания сердец и умов» новых поколений мусульман эпохи арабских революций с целью их обучения ценностям джихада.

 

В общем, новая стратегия Аль-Каиды вырабатывает директивы, стратегическую концепцию и определяет цели джихада. На тактико-оперативном уровне автономные и независимые ячейки, а также отдельные личности, идеологически связанные с Аль-Каидой, имеют полное и законное право перейти к действиям. На форумах постоянно распространяются материалы доктрины и оперативные указания для самообучающихся, от которых исходит самая чувствительная угроза западным странам. Это так называемые «волки-одиночки» или «оторвавшиеся камни», как это не раз отражалось в недавних отчетах, распространенных секретными службами безопасности.

 

Желающим стать «информационными моджахедами», предлагается распространить джихадистские материалы на общих арабских форумах в качестве первоначального задания для их проверки. Нельзя определить точную группу людей, которой предназначаются пропагандистские материалы Аль-Каиды, она зависит от языка и от затронутых тем. В большинстве случаев джихадистские материалы предназначаются отдельным индивидуумам, которые могут быть как мусульманами, так и немусульманами. Можно утверждать, что в ходе арабских революций в основном пропаганда сторонников джихада направлена на молодое мусульманское население, участвовавшее в восстаниях, как это видно из последних посланий, распространившихся в Сети.

 

Сильная сторона информационной активности сторонников джихада обязана использованию новейших технологий, что позволяет сообщаться с различными слоями мусульманского общества. Тем не менее, несмотря на использование социальных сетей, что является большим преимуществом для пропаганды, виртуальный джихад имеет свои слабые места.

 

Прессинг служб безопасности на мобильную связь, в том числе и на виртуальную, удлинил время распространения сообщений в связи с описанными событиями. Это представляет слабое место организации, что проявилось во время восстаний в арабско-исламском мире. Кроме того, как уже говорилось, развитие арабских революций вынудило сторонников джихада пересмотреть свою стратегию, а послания основных лидеров до сих пор не привели к желаемому эффекту. Все это, вместе с недавним закрытием наиболее посещаемых форумов сторонников джихада является основными слабыми местами их информационной активности.

 

После гибели харизматичного Усамы бен Ладена и событий «исламской весны» в 2011 году Аль-Каида рискует дальнейшим распылением сил, на этот раз на стратегическом, доктринальном и информационном уровне, падает и ее имидж. Только в Сети поддерживается ее марка.