Период после того, как Виктор Янукович был в феврале 2010 года избран украинским президентом, был просто катастрофическим. Поддержка пропрезидентской партии регионов заметно снизилась даже в ее традиционных оплотах на востоке страны. На Украине отмечается масштабный и неконтролируемый рост коррупции. В индексе Transparency International она потеряла с прошлого декабря 18 позиций, скатившись на жалкое 154-е место, и ситуация, по-видимому, продолжает ухудшаться. Потенциальные фальсификации на предстоящих осенью парламентских выборах могут вызвать жестокий отпор.
Президент Янукович выработал крайне персонализированный стиль правления. По данным наших источников, все финансовые потоки, включая национальный банк, Министерство финансов, казначейство, налоги и таможенные сборы были поставлены под контроль его родственников или ближайших друзей. Вдобавок такой же персонализированный контроль был введен и над остальными органами безопасности, включая прокуратуру и Службу безопасности (которой сейчас руководит старший сын президента). Президент все сильнее полагается на личные связи, и на этом фоне даже партия регионов теряет свое значение.
Прямые иностранные инвестиции в украинскую экономику сократились, и в большинстве слияний и поглощений участвуют преимущественно местные компании, а иностранцы из осторожности держатся в задних рядах. Исключением из этого правила остается нефтегазовый сектор, в который были приглашены Shell и Chevron, потому что у местных компаний нет необходимых технологий для добычи недавно обнаруженного в стране сланцевого газа. По слухам, многие экспаты либо уже покинули страну, либо планирует сделать это в ближайшие месяцы. Кроме того, поговаривают, что на Украине могут быть снова введены визы для граждан Евросоюза.
Все это крайне огорчительно для тех, кто в феврале 2010 года голосовал за бывшего премьер-министра Юлию Тимошенко, но еще огорчительнее для жителей юга и востока Украины, которые поддержали Януковича в надежде, что он предложит нечто лучшее, чем последовавшая за «оранжевой» революцией 2004 года политическая нестабильность. Следует принять во внимание, что коррупция и экспроприация бизнеса с помощью подконтрольной судебной системы особенно заметны в этих частях страны.
Однако, хотя на Украине нарастает общественное недовольство, людям могут помешать его выразить на октябрьских выборах. У действующей администрации - не лучшая репутация в том, что касается фальсификаций результатов голосования: исходно Януковича пригласили в Киев именно потому, что с его помощью Партия регионов обеспечила Леониду Кучме большинство на выборах 1999 года. Президентские выборы 2004 года могут служить образцом разнообразия методов фальсификации – в частности 1,1 миллиона голосов во втором туре Януковичу добавили с помощью компьютерного взлома. Нельзя исключить, что правительство вновь прибегнет к знакомой тактике.
Г-жу Тимошенко уже отправили в тюрьму по, по-видимому, политически мотивированным обвинениям, чтобы не дать ей баллотироваться в октябре. Скорее всего, будут найдены какие-нибудь технические способы не позволить ей избираться в парламент, даже если ее освободят, чтобы умиротворить ЕС. Тем не менее, арест помог укрепить ее иссякающую популярность, и в случае освобождения она, скорее всего, будет со своей обычной энергией вести кампанию в поддержку оппозиции. Это значительно поднимет рейтинги оппозиционных сил и увеличит ставки в преддверии президентских выборов 2015 года.
Однако, если действительно на выборах будут массовые фальсификации и если их разоблачат, вопрос о 2015 годе может утратить актуальность. На улицах всерьез недовольны неподотчетностью власти. Это продемонстрировали общенациональные волнения, которые произошли в марте после того, как в Николаеве, на юге страны, местная полиция отказалась предъявить обвинения двум молодым людям из семей с политическими связями, изнасиловавшим и оставившим умирать 18–летнюю девушку. Потенциальная возможность насилия с обеих сторон вырисовывается все яснее. Поэтому самый важный вопрос, ответ на который должен быть получен в октябре, - выплеснется ли народное недовольство снова в протест, как в 2004 году или же население, особенно в восточном Донбассе, настолько напугано, что останется дома в период выборов? Реакция этих городов особенно важна, так как если протестовать начнет даже Восточная Украина, то традиционно оппозиционно настроенный запад поднимется наверняка.