За последние несколько лет песенный конкурс Евровидение стал ареной для политико-музыкальной конфронтации. В 2009 году соревнование было отмечено скандалом вокруг провокационного названия грузинского выступления - We don’t wanna put in - предположительной аллюзии на всесильного российского лидера. Название песни было изменено под давлением Москвы и Европейского радиовещательного союза. В этом году ситуация - уже напряженная: Армения отказалась принимать участие в конкурсе из-за политических разногласий (вокруг спорного Нагорно-Карабахского региона) с Азербайджаном, принимающим конкурс.
Используя более практичный подход, Черногория решила сделать свое участие в Евровидении, которое собирает 160 миллионов зрителей по всему миру, трамплином для продвижения своей экономики. В прошлом году Черногория не участвовала в конкурсе из-за кризиса, а в этом году черногорцы надеются, что их выступление подхлестнет туризм - ключевой сектор экономики Черногории - который в прошлом году принес стране примерно 670 миллионов евро.
Балканские клише и европейские стереотипы
В тексте (на английском с вкраплениями немецких слов) провокационной и модной песни "Euro neuro" певец Рамбо Амадеус (Rambo Amadeus) отражает свое видение отношений между Балканами и ЕС. Типичный для Рамбо турбо-фанк, записанный в Любляне под руководством словенского певца и автора Магнифико (Magnifico), отличается многими качествами, которые современный проевропейский житель Балкан может предложить новой Европе, в которую он намеревается въехать на своем осле.
Клип, лихо и с юмором снятый словенцем Михой Книфичем (Miha Knific), представляет ряд туристических достопримечательностей Черногории, а также продуктовых рынков, ночных клубов и привлекательных женщин, которые составляют Рамбо и его ослу компанию, пока они наслаждаются плаванием в бассейнах и на роскошных пляжах Черногории. В конце ролика (продолжительностью 2 мин 58 сек) есть даже проницательная аллюзия на нынешний долговой кризис в Европе.
Ловко и иронично Рамбо высмеивает не только клише, имеющиеся на Балканах, но и стереотипы восприятия региона, которые господствуют в Европе. Если бы его идея не получила поддержки главной вещательной компании Черногории, туристического ведомства страны и национального союза виноделов, то она вполне могла бы быть профинансирована самим Европейским Союзом.
Наглядная инструкция
Учитывая его отношение к конкурсу и трэш-культуре в целом, ирония Рамбо совсем не удивительна, однако примечательно именно то, как он сумел добиться финансирования и помощи из самых неожиданных источников. Недавно, во время политико-дипломатических теледебатов, которые показывали после презентации песни, Рамбо похвалил глава делегации ЕС в Черногории Леопольд Маурер (Leopold Maurer), который назвал ее отличной иллюстрацией атмосферы переговоров между ЕС и Черногорией. В ответ на обещание Маурера показать "Euro neuro" коллегам, чтобы помочь им лучше понять имидж Европы на Балканах, Рамбо ответил в своей обычной едкой манере, что, если песня ему, действительно, понравилась, то пусть устроит ей победу на соревновании в Баку.
Хотя у "Euro neuro" мало шансов стать первой на конкурсе, она продемонстрировала оригинальность подхода, который, возможно, будут имитировать на следующих соревнованиях Евровидения. Если качество музыки уже не является объектом пристального внимания, то конкурс может хотя бы послужить рекламой для малоизвестных стран. Черногорцы смогли выбрать выступление, которое выполняет именно эту задачу.